Найти тему
Древний Мир | История

Чем античные демократии отличались от современных?

Греческий термин «демократия» состоит из двух слов: «демос» (народ) и «кратос» (власть). В буквальном переводе — народовластие. Именно так демократия и понимается: как система управления, где власть исходит от народа и контролируется им. В античной Греции существовало множество самых разных государственных систем: в одном полисе правил царь, в другом тиран... Надо сказать, что слово «тиран» у греков означало любого не наследного единовластного правителя, вне зависимости от суровости проводимой им политики. В третьем полисе была олигархия (буквально «власть немногих»), в четвёртом — аристократия («власть знатных»). Но самой лучшей формой правления многие античные греки считали демократию. В современном мире тоже доминируют страны с демократической формой правления. Но является ли нынешняя демократия копией древнегреческой?

Статуя Аристотеля на его родине в Стагире, современная Македония.
Статуя Аристотеля на его родине в Стагире, современная Македония.

Формально и в античной Греции, и сейчас в демократических государствах правит народ. В наше время под «народом» подразумеваются избиратели, то есть всё взрослое дееспособное население страны. А кого называли «народом» древние греки? Только и исключительно полноправных граждан данного конкретного полиса. Вроде бы нет разницы с современностью, ведь и сейчас, к примеру, нелегальные иммигранты не могут голосовать на выборах? Но разница есть, и весьма серьёзная. К примеру, Аристотель писал: «Ремесленники не имеют права гражданства, как и вообще всякий другой класс населения, деятельность которого не направлена на служение добродетели». Граждане в античном полисе — отцы семейств, имеющие собственность, включая рабов, позволяющую им не трудиться самим. Платон считал идеальным общество, в котором у каждого гражданина не менее трёх рабов.

Античный гоплит. Современная иллюстрация.
Античный гоплит. Современная иллюстрация.

Как именно античные греки отличали граждан от остального населения полиса? Критерий был очень простым. Те, кто во время войны стоял в строю фаланги в ранге гоплита, то есть воина в доспехе, тот и был гражданином. Причём оружие и доспех каждый гоплит приобретал за свой счёт. И доспех должен был быть прочным и надёжным, а сам гражданин — достаточно силён и крепок для войны.

-3

Такой известный античный философ как Сократ, в молодости тоже был гоплитом, принимал участие в нескольких сражениях и даже приводился в пример молодёжи как образец храбрости. Впоследствии, став философом, Сократ не слишком заботился о собственном хозяйстве и его содержали ученики — дабы гражданин Афин, каковым Сократ являлся, не опозорил своё высокое звание трудом за деньги.

Кадр из советского фильма «Сократ», 1991 г.
Кадр из советского фильма «Сократ», 1991 г.

Как известно, афиняне приговорили Сократа к смерти. За что именно? За его философские беседы, которыми он смущал молодёжь и вызывал в их головах сомнения. Это считалось преступлением против демократии, да и было таковым по тогдашним законам. Сам Сократ этого не отрицал и не считал приговор несправедливым. Дело в том, что античная демократия в принципе не предусматривала разномыслия и свободы мнений. Дискуссии дозволялись только до того, как общее собрание горожан вынесет общее решение по какому-то вопросу, но не после. Кто будет оспаривать вынесенное решение — тот заведомый враг Афин и афинского народа. Именно так понимали демократию в античности.

Город Афины, сквер с храмом в центре на месте древней агоры. Современное фото.
Город Афины, сквер с храмом в центре на месте древней агоры. Современное фото.

Демократия в полисах была прямой: все граждане собирались на городской площади, называемой «агора», обсуждали насущные вопросы и тут же голосовали. По этой причине Платон считал, что демократия заведомо невозможна в больших городах, где граждане либо не поместятся на одной площади, либо не смогут вести конструктивные дискуссии из-за слишком большого удаления одного края толпы от другого. Впрочем, в античных полисах полноправных граждан было не слишком много, чаще всего меньше тысячи человек.

Агора в античном Коринфе. Современная реконструкция.
Агора в античном Коринфе. Современная реконструкция.

И последнее важное отличие античной демократии от современной. Сейчас в демократических странах считается важным защита прав меньшинств. В античной Греции разных меньшинств хватало, но их мнение в расчёт не принималось. Во время любого голосования исход определялся простым большинством голосов, и принятое решение было обязательным для всех граждан, без каких-либо исключений.

Граждане античного полиса на агоре. Современная иллюстрация.
Граждане античного полиса на агоре. Современная иллюстрация.

Даже одно лишь подозрение, что некий гражданин набирает популярность и может использовать её для захвата власти, порой приводило к изгнанию или казни этого человека. По этой причине античные мыслители предпочитали жить в государстве с просвещённой тиранией или под властью аристократии. Они по опыту знали, что перекричать толпу на площади умный человек заведомо не сможет. Что бы они сказали о наших современных демократиях — мы узнать, к сожалению, не можем.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев