- Бегите, госпожа! – крикнул паж. – Они уже здесь!
Тяжелые складки бархатного платья сковывали движения, а сердце так бешено билось, что грозило вырваться из груди. Но медлить было нельзя, и она постаралась собраться с силами, чтобы бежать как можно быстрее. Мятежники уже проникли в ее дворец, но она, королева Неаполя, лучше знала свои владения. Поэтому-то той страшной ночью в марте 1348 года ей удалось остаться в живых. Кровавая Джованна ускользнула от возмездия…
Принцесса Джованна из Анжу-Сицилийского дома родилась 4 марта 1326 года, став пятым ребенком принца Карла Калабрийского и Марии Валуа. Увы! Сиятельные супруги теряли своих наследников одного за другим, так что отцу должна была наследовать именно маленькая девочка. А в шесть лет Джованна полностью осиротела, и в очереди на неаполитанский трон сразу стала первой. После короля Роберта, своего деда.
Что это был за король! Прекрасный воин, образованнейший человек своего времени и щедрый покровитель искусств. Роберта возносили Петрарка и Бокаччо, а он не скупился на поддержку литераторов. Неаполитанский Двор считали самым просвещенным и блистательным в Европе, и его центром предстояло стать Джованне…
Она получила все и сразу в шестнадцать лет. Девочка-королева, очаровательная и умная, имела прекрасные задатки. Разумеется, никто не считал возможным, чтобы столь юная государыня сразу стала управлять королевством. Ей требовалась поддержка. Поэтому еще в 1334 году Джованну обручили с принцем Андреем Венгерским. Вступить в брак предполагалось вскоре после похорон деда. А затем разделить с мужем бремя власти.
Но Джованна хорошо помнила, какой силой обладал ее дед. И быстро смекнула: став женой принца Андрея она добровольно отдает ему Неаполь, а сама уходит на второй план, рожать детей. Такая перспектива ей не понравилась. Сыграли свою роль и тетки Джованны, которые в один голос утверждали, что принцессе следует повременить.
Все бы получилось, если бы не проклятое завещание! Но король Роберт дал четкие распоряжения насчет внучки: замуж, и точка. Пришлось подчиниться. Только короновать принца Андрея никто не спешил. Поэтому, став мужем Джованны, венгр оставался в том же статусе.
Легко догадаться, что супружеская жизнь у молодоженов не задалась. Принц требовал корону, Джованна уклонялась от прямого ответа. Она старалась как можно реже попадаться мужу на глаза, устраивая бесконечные празднества и пиршества. В толпе придворных затеряться легче. Разъяренный принц писал гневные письма родне, обвиняя Джованну в изменах и непотребном поведении.
А Джованна и в самом деле веселилась. Она распробовала вкус власти, почувствовала, как упоительно влиять на судьбы других людей. Ночи Джованна проводила с другим принцем, Людовиком Тарентским, почти не скрывая этого факта.
Обманутый муж, не желая быть посмешищем, начал собирать сторонников. В Неаполе единомышленники нашлись: образ жизни юной королевы не нравился многим. Чтобы активнее привлекать на сторону Андрея Венгерского, специально приехала его мать. В ход шли подкуп, ужасные слухи о Джованне и запугивание. Против неаполитанской королевы выступил и папа Римский. Дело приобретало неприятный оборот для Джованны: Понтифик Климент VI был готов лично возложить на Андрея Венгерского причитающуюся ему корону. В обход мнения Джованны!
Мать принца и без того провела в Неаполе слишком много времени, и теперь торопилась назад. Уезжая, она подарила сыну особенный перстень, семейную реликвию. Считалось, что его обладатель не погибнет от оружия или яда. И Андрей Венгерский, действительно, пострадал…совсем от другого. В ночь на 19 сентября 1345 года его лишили жизни по приказу королевы Джованны. Государыня решила вопрос радикально.
Обретя свободу, Джованна несколько месяцев ничего не предпринимала. В Неаполе ходили нехорошие слухи об убийстве принца Андрея. А его венгерская родня и вовсе поклялась отомстить. Брат Андрея, король Лайош, слал Джованне оскорбительные письма, а она отвечала ему в том же стиле: ваш почивший родственник был абсолютный дикарь и деревенщина, так что союз с ним в любом случае был невозможен. А в 1346 году Джованна вышла замуж за своего любовника, принца Тарентского.
Говорят, что под окнами дворца Джованны много месяцев кричали: «Смерть блуднице!», но, вероятнее всего, это преувеличение. Ни у кого не хватило бы духу вступить в открытое противостояние с такой женщиной. Разве что, у короля Лайоша. Собрав войска, он двинул их на Неаполь. Естественно, чтобы отомстить.
Вторжение в город началось в марте 1348 года. Джованна и Людовик бежали на юг Франции, а Лайош, уже взявший Неаполь, внезапно повернул назад – его отвратила эпидемия чумы. Спустя год он повторил попытку, но в дело вмешался Рим. Понтифик предложил посредничество между Джованной и Лайошем, которое, как выяснилось позднее, было щедро оплачено неаполитанской королевой. Благодаря дарам Джованны, папа Климент VI, еще недавно такой непримиримый, не признал королеву виновной в убийстве мужа. Ее называли лишь соучастницей, и то, с оговоркой: молодую женщину, дескать, бес попутал. С кем не бывает…
Вернувшись в Неаполь, Джованна начала предаваться удовольствиям с утроенной силой. Она наслаждалась своей победой и привлекала ко Двору лучших писателей, живописцев, архитекторов. Людовик Тарентский, напротив, проявлял удивительное здравомыслие, и, как мог, сдерживал жену в ее бесконечных тратах. Но после его смерти в 1362 году Джованну некому было «тормозить».
Пресыщенная вдова забеспокоилась. Время шло, а у нее не было наследников. Меньше чем через год после смерти второго мужа, она решила выйти замуж еще раз, теперь за титулярного короля Майорки, Хайме IV. С ним был составлен жесткий брачный договор: их общие дети получат Неаполь, но сам Хайме не предпринимает попыток занять трон солнечного королевства.
Но Хайме, по большому счету, было не до Неаполя. Он разбирался с делами собственных владений, отчего редко виделся с королевой Джованной и детей от нее так и не заимел. В 1374 (по другим сведениям в 1375) король Майорки умер от яда, а Джованна опять осталась вдовой и опять! – без наследника.
Можно было бы, конечно, объявить своим преемником кого-то из многочисленной родни. Джованна вскоре так и поступила: она выбрала Карла Дураццо. Однако по причине конфликта с новым папой Римским, который поддерживал Карла, неаполитанская государыня поменяла точку зрения. Она объявила будущим королем и своим сыном - Людовика Анжуйского, весьма дальнего родственника.
Ситуация запуталась еще больше, когда Джованна вступила в четвертый брак с Отто Брауншвейгским. Этот герцог поддерживал все начинания своей супруги, а потому выступил резко против Карла Дураццо. Но они явно недооценили молодого человека. Тот сначала разбил войска Отто, а затем интриги Людовика Анжуйского. Саму Джованну, ее некогда названный преемник сумел захватить в плен.
Ее, королеву Неаполя, морили голодом в Сан-Феле, требуя отменить усыновление Людовика из Анжу. Но Джованна была сделана из другого теста. Она понимала, что ей пришел конец, а потому решила оставаться несгибаемой. Она умерла 22 мая 1382 года.
Карл Дураццо взошел на трон, который у него сразу же начал оспаривать Людовик Анжуйский. Но ни один из них так и не смог удержать корону Неаполя.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей об истории Европы и России!