Свои воспоминания о жизни в военных городках посвящаю друзьям и сослуживцам, всем, профессия которых «Родину защищать».
Весной 1974 года началось переселение в новый пятиэтажный дом. Жизнь забурлила! На улице стало очень много людей, все одновременно бегали с колясками, наполненными кастрюлями, вещами, какими-то мелочами, от бывшего жилья к новому дому, освободившись от груза, опять к домикам.
Дом был недалеко, метрах в двухстах, с большими окнами, с ванной, туалетом, кухней, балконами. Газа пока не было, переезжали вместе со своими газовыми баллонами, которые ставили, вопреки всяким правилам, рядом с плитой. Мужчины переносили тяжёлые вещи, мебель, бойцы помогали.
Обживались в новых квартирах. Появились признаки цивилизации: вода, которую не надо было носить вёдрами из колонок, канализация, газ, натопишь титан и будет горячая вода, возможность мыться в собственной ванне хоть каждый день, а раньше была баня один раз в неделю два часа. Дети радовались большой песочнице, качелям. Возле подъездов появились клумбы, скамейки. На первом этаже открылся продуктовый магазин.
Началась новая волна сближения женщин, работы не было, зато буйным цветом появлялись общие увлечения. Все вязали, делились схемами. Позвякивали спицами и колдовали крючком, сидя на лавочках перед подъездами, покачивая младенцев в колясках и приглядывая за старшими.
Потом все начали разводить комнатные цветы, подоконники были широкие, горшочков помещалось много. Хочу сказать о горшочках, их роль выполняли жестяные баночки из-под консервов, предварительно облагороженные: место разреза выравнивали молоточком, в донышке, гвоздём, при помощи того же молоточка, пробивали несколько дырочек, снаружи обклеивали красивой бумагой, если баночка предназначалась для традесканций, молоточек пробивал еще две дырочки по бокам, в которые вставляли леску и подвешивали на стены. В магазинах горшочков не было. В некоторых квартирах цветов было так много, что их можно было сравнивать с ботаническим садом.
Жена одного из офицеров танкового полка, Виталика Старухина, разводила кактусы, где она их брала, для меня загадка, вероятно привозила из отпусков. К ней ходили как на экскурсии, когда у кактусов появлялись детки, очередь на их обладание уменьшалась, но не заканчивалась. Мы все делились росточками, радовались каждому листику и цветочку. У меня в какой-то момент было сорок четыре вида растений!
Посещение библиотеки тоже являлось развлечением, читали много, благо, библиотека была очень неплохой. Заведовала библиотекой жена пропагандиста танкового полка, она проводила тематические выставки, знакомила с новинками, делала интересные подборки по интересам. Приходили не только взять очередную книгу, обсуждали прочитанное, делились мнениями, спорили.
Мы были молодыми и так далеко от цивилизации, хотели иметь модные вещи, современные музыкальные записи, поэтому добивались всего сами. Копировали выкройки, шили, записывали на магнитофоны музыку.
И тогда, и сейчас остаётся загадкой: почему не было книг о рукоделии, кулинарии, домашнем творчестве, хотя объём газет был запредельным. Если подписывались на «Работницу», «Крестьянку», «Советскую женщину», то были счастливыми обладателями выкроек, схем узоров для вязания, кулинарных рецептов, полезных советов. Их собирали, подшивали, вырезали, у меня до сих пор хранятся самодельные подшивки этой драгоценной информации.
Работы не было, детского сада не было, школа — в семи километрах. Об интернете в те времена даже не слышали, а телевизор, радио и книги были окном в другой мир. Мы были всем понемногу: кулинарами, врачами, воспитателями, жёнами и хранительницами домашнего очага. Жена военного скажет: «Мы служили, мы учились, нас перевели». Это не избитые слова, это суть нашей жизни — быть всегда рядом, быть всегда вместе.
Спасибо всем, кто дочитал, кто вспомнил военные городки.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите о своих воспоминаниях.