Итак, я отправился в «большое плавание» по «водам» интернета. Тогда я еще не имел ни малейшего представления о том, что такое YouTube изнутри. Ведь это не маленький «Smotri.com», это — огромная площадка, и наработать свою аудиторию там не так просто, как может показаться дилетантам. Первую сотню подписчиков я сумел собрать только через полгода упорной работы. Связано это было в том числе и со многими техническими аспектами. Нужно было понять, как работают поисковые системы и осуществляется seo-оптимизация контента, как правильно делать описание ролика и подбирать ключевые слова, какие факторы влияют на обнаружение и удержание аудитории, как правильно взаимодействовать с аудиторией в офлайн-режиме. Когда ты совершенный новичок, ты не знаешь ничего — не только чем отличается абсолютное удержание от относительного, но и даже того, нормально развивается твой канал или нет. Сто подписчиков за полгода в моей тематической нише — это много или мало? Радоваться этому или огорчаться?
Не раз приходили мысли о том, что овчинка выделки явно не стоит. Мне приходилось, помимо создания контента, обучаться всем премудростям ведения блога, а их на каждом повороте становилось все больше и больше. Перекопать груду обучающего материала и чему-то научиться — на это уходят многие месяцы. Но даже если ты станешь чувствовать себя в творческой студии YouTube как рыба в воде, нет никакой гарантии, что на канале начнется какой-то ощутимый рост подписчиков.
В 2015 году стало понятно, что одному мне без помощи волонтеров с проектом не справиться — слишком много технической и рутинной работы, которую могут выполнять другие. Я обратился за помощью к подписчикам. В течение нескольких месяцев был сформирован костяк команды, а затем и сама команда. Ее состав в дальнейшем не был постоянным. Кто-то уходил, кто-то оставался, количество всегда колебалось между двадцатью и тридцатью, но основной костяк не менялся. Всего через работу на проекте прошло порядка восьмидесяти человек.
Набрать волонтеров было несложно. Сложно было их обучить, сформировать из них команду, организовать работу, наладить коммуникацию. И им тоже было непросто выделить время в своем графике, освоить незнакомый фронт работ, притереться друг к другу, пропитаться общим духом проекта.
Но постепенно все налаживалось. Тогда же было сформулировано позиционирование, прописана цель, концепция, создан дизайн, зарегистрированы сообщества в социальных сетях, и проект стал таким, каким его знали мои подписчики вплоть до конца 2019 года.
Все эти годы «Киберпоп ТВ» был религиозным проектом. Основную массу контента составляли ответы на многочисленные вопросы духовного содержания, а также вопросы про отношения и семью. Много вопросов было скорее психологических, нежели религиозных. Все это было похоже на пастырское направление, хотя я всегда вел себя по отношению к аудитории не как духовник. Скорее, как опытный в церковной жизни человек, который делится своим мнением с теми, кому это интересно.
Было направление апологетическое. Апология (для тех, кто не знает) — это защита: я защищал Церковь от нападок, отвечал на каверзные вопросы явных и не очень троллей, на вопросы сомневающихся и ищущих. К этому направлению можно отнести, в частности, серию роликов «Поп против пастора» — в них я вел заочную полемику с протестантскими пасторами. Впрочем, их можно отнести и к миссионерскому направлению.
Занимался я на своем канале и катехизацией, обучал подписчиков молитве. Начиная с азов и заканчивая разбором домашнего молитвенного правила и канона Андрея Критского, работа над которым так и осталась незаконченной. Я подготовил серию огласительных бесед перед таинством Крещения, и ими охотно пользовались не только в моей епархии, но и далеко за ее пределами.
Работало сразу несколько малых групп по изучению Евангелия, были ролики и психологического содержания, много стримов, совместных роликов с интересными собеседниками. Были и горячие, и скользкие темы — как без них? В этой связи не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов об одной из особенностей работы с аудиторией.
Любой религиозный проект рискует утонуть в церковном елее и ванили. Всегда есть соблазн до отказа наполнить контент этой самой елейностью, которая сквозит и в речи, и в темах. Визуально она выражается в обилии церковной атрибутики, религиозной музыки, звона колоколов, изображений икон, куполов храмов и так далее. А поскольку у церковных деятелей свое представление о чувстве меры в этом отношении, то чаще всего именно так и происходит. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на телеканал «Союз», например. Или на социальную сеть «Елицы».
Что в этом плохого? А то, что у аудитории, на которую, по идее, этот проект рассчитан, несколько иное представление о чувстве меры в этом отношении. Ее начинает просто тошнить от елея, и она тает. Остаются самые стойкие, которым все это нравится. После чего проект замыкается сам в себе и всецело сосредоточивается на удовлетворении запросов тех, кого никаким елеем не испугаешь. Круг замыкается, и проект превращается в мертворожденное дитя. Аудитория в таком случае минимальна.
Чтобы церковный информационный проект был успешен, необходимо балансировать на тонкой грани между церковностью и миром. Проект должен быть приемлем для церковных людей и интересен для нецерковных, чтобы и те и другие чувствовали себя в нем комфортно, воспринимали как свое пространство.
Звучит красиво. Однако такое балансирование чревато. Кому-то проект кажется излишне церковным, кому-то излишне мирским, сомнительным и вообще опасным. В итоге получаешь и от тех и от других, и попробуйте угадать, кто бьет больнее. Но для миссионерского проекта это единственно правильный путь.
Именно таким был проект «Киберпоп ТВ», и в том числе поэтому он был успешным, развивался достаточно динамично, и однажды на него обратили внимание.
Сейчас я расскажу о том глубочайшем кризисе, в котором оказался в связи с моей интернет-деятельностью. Не претендую на объективность, потому что мне известно не все. Я буду рассказывать, как ситуацию воспринимал лично я, и буду максимально честен.
В самом конце июня 2018 года мне позвонил некий господин Сивиркин.
Для справки — Сивиркин Дмитрий Вадимович, 1962 года рождения, бывший депутат Самарской Губернской думы второго, третьего и четвертого созывов, бывший депутат Государственной Думы РФ четвертого созыва, руководитель регионального общественного движения «Самара Православная». Награжден орденами Русской православной церкви — преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского, а также серебряным знаком Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Являлся делегатом от мирян Самарской епархии на Поместный собор Русской Православной Церкви, где участвовал в избрании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель Самарского регионального отделения общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».
Дмитрий Вадимович представился советником митрополита Самарского Сергия, сказал несколько лестных слов о моем проекте, выразил удивление, как такой замечательный проект «прошел мимо митрополии» — то есть оказался не встроен в ее информационное пространство. Сообщил, что митрополиту доложено о существовании проекта «Киберпоп ТВ» и тот благословил исправить упущение. А начать надо с того, чтобы я на своем канале информационно поддержал готовящуюся конференцию, посвященную столетию расстрела царской семьи.
Что это означало для меня? Я знал, что митрополит Сергий не имеет дурной привычки во что-то серьезно вникать. Сивиркин с товарищами могли просто преподнести ему информацию определенным образом и его руками загребать жар. Звонок господина Сивиркина я воспринял как предложение, от которого нельзя отказаться. Между строк я услышал, что мне, говоря языком 90-х годов, «предложена крыша». Я могу и дальше вести проект, но при этом говорить то, что нужно, и так, как нужно.
Я попытался возразить. Мои слова о позиционировании канала и контент-стратегии наткнулись на глухую стену непонимания и безразличия. Тогда я прямо отказался, но обещал Дмитрию Вадимовичу перезвонить, поскольку мне нужно поговорить с моим правящим архиереем епископом Софронием.
— Может, все-таки сделать, как они хотят? Что в этом крамольного и плохого? Ну, поддержишь информационно ты эту конференцию, и что? Поддержать можно по-разному, в том числе и для отмазки. Зато спокойно будешь работать дальше.
— Они на этом не остановятся. Ты начнешь делать то, что они хотят, и они быстро войдут во вкус: сначала конференция, потом еще что-нибудь, потом потребуют изменить название проекта, а потом ты станешь просто витриной, вывеской, за которой скрывается кто-то иной. И плевать им на твое позиционирование.
— А зачем упрямиться сейчас? Ты как наивный подросток-максималист. Хочешь все по-честному, а так не бывает. Нужно искать компромисс, быть гибким. Проявить принципиальность ты всегда успеешь. Христос говорил, мы должны быть просты, как голуби, но при этом мудры, как змеи. Сделай сейчас то, о чем тебя просят, но в своем ключе: поставь камеру, тупо сними конференцию и выгрузи на канал, как сделал на Рождественских чтениях в Москве. Твои подписчики забросают эти ролики грязью, и в другой раз, возможно, к тебе прислушаются больше, чем сейчас.
— Ну и кто тут наивный дурачок? Они не будут прислушиваться. Они будут только распоряжаться, а все гневные комментарии будешь разгребать ты, и прикрывать их будешь тоже ты. Потому что это не Рождественские чтения в Москве, где никто никого не знает, а твоя родная митрополия. Ты станешь вывеской. А сделав раз, на основании чего потом откажешься? Сегодня ты поставил камеру и снял, а завтра они скажут — возьми интервью. И что будешь делать?
— Ну и возьми, задай вопросы. Ты же задавал вопросы на своем канале интересным собеседникам. Ах да, ты сейчас скажешь про позиционирование и цель. Что канал не о православии как таковом, а о православии, каким его видишь ты, о твоем опыте. О том, что эти собеседники были интересны именно тебе.
— Да. А еще я скажу, что канал позиционируется так с самого начала. Люди, приходящие на проект, подписываются именно на тебя. Им нет никакого дела, что где-то там в Самарской духовной семинарии прошла какая-то конференция. Они не знают и, может, не хотят знать, что в природе существует Самарская митрополия и там служат какие-то священники. Подавляющее большинство из них живет где угодно по всему миру, но не в Самарской области. Ты начнешь пичкать их местными новостями, и кому это будет интересно? Они подписывались на тебя, а не на Самарскую митрополию.
— Но ведь можно создать специальный YouTube-канал Самарской митрополии. Предложи это митрополиту. Знания и опыт у тебя есть, а ресурсы можно найти в митрополии.
— Нет, наивный здесь все-таки ты. Помнишь притчу, которую рассказал пророк Нафан царю Давиду? Про богача, который отнял у бедняка его овечку, чтобы сделать угощение своим друзьям. Ты — тот самый бедняк, который холил и лелеял свою овечку, хочешь предложить богачу вырастить его собственную овечку. Зачем это ему, когда он может отнять у тебя твою? К тому же канал — это трибуна, это возможность влиять на людей. Значит, речь идет о власти. Кто оставит тебя без контроля и согласится с нуля развивать что-то свое? Тебя не просто хотят взять под контроль. Они хотят управлять процессом — вот что это значит.
Через пару дней после разговора с Сивиркиным я поговорил с епископом Софронием.
Для справки — епископ Софроний (Сергей Николаевич Баландин) 1973 года рождения. В 1992 году рукоположен в сан дьякона, в 1993 — в сан пресвитера. Пострижен в малую схиму с наречением имени Софроний в 1994 году. Хиротонисан во епископа Кинельского и Безенчукского 17 июня 2012 года.
Епископ Софроний задал мне резонный вопрос — почему Сивиркин звонил тебе, а не мне? Этот вопрос меня несколько смутил. Действительно, я мог и должен был сказать Сивиркину, что нужно говорить с моим правящим архиереем и только потом со мной. Но я этого не сказал. А владыка озвучил свое благословение: игнорируй. Я был этому рад, потому что получил поддержку от своего епископа. Теперь, как я думал, мне не придется в одиночку противостоять желающим завладеть проектом. Я радостно проигнорировал предложение и Сивиркину не перезвонил.