XIII век в истории отмечен широкомасштабными монгольскими завоеваниями. Как известно, они оказали тяжелейшее воздействие на русские земли и привели к упадку многих городов Древней Руси, в частности, Киева. Расскажем о нём на примере сообщения посла Римского престола Плано Карпини — одного из первых европейцев, посетивших Монгольскую империю и оставившего записки о своём путешествии. А заодно и проверим, подтверждается ли это на археологическом материале.
16 апреля 1245 году началась миссия папского легата Джиованни дель Пьяно-Карпине, в историю вошедшего под более лаконичным, латинизированным именем Плано Карпини. Ещё 5 марта 1245 в Лионе папа римский Иннокентий IV подписал буллу с обращением к «правителю и народу татарскому». Доставить её и поручалось монаху-францисканцу, для этих целей наделённому полномочиями нунция.
Цели миссии была отнюдь не только миссионерской (хотя папа Иннокентий IV и стремился по возможности распространить христианство и на Монгольскую империю). В XIII веке мир был потрясён масштабной монгольской экспансией. И пусть в Европу кочевники и не продвинулись, ограничившись впоследствии лишь восточными её землями, но европейцам важно было убедиться, что монголы не планируют новых походов на запад. Для этих целей и была послана миссия Карпини. В течение путешествия к нему присоединились ещё два монаха-францисканца, Бенедикт из Польши и Стефан из Богемии.
Путешествие затянулось на два года и окончилось лишь осенью 1247 года. За это время папский посланник преодолел путь через Восточную Европу до Центральной Азии и обратно:
В числе прочих городов, легат посетил и Киев. Средневековый Киев — своего рода мегаполис, один из крупнейших городов тогдашней Руси, численность населения которого, судя по всему, исчислялась десятками тысяч человек. Киев характеризовался развитым и искусным ремесленным производством и высоким уровнем городской культуры.
Город был осаждён осенью 1240 года. Как сообщает Лаврентьевская летопись, 6 декабря, на Николин день, Киев был взят и подвергнут разорению. Окружив город, монгольское войско под началом Батыя сконцентрировало главный удар по Лядским воротам. Пробив в них брешь, захватчики устремились в город. В ходе ожесточённых боёв жители были оттеснены к Десятинной церкви и закрылись в ней. Однако своды, на которые забрались жители, в конце концов не выдержали и храм обрушился, погребя, таким образом, под своими стенами последних защитников.
Вот как об этом говорят летописи.
А вот что отметил Плано Карпини, проезжая мимо Киева в 1245 году, спустя пять лет после осады:
«...они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долго осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведён почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию».
Известия Плано Карпини подтверждаются материалом археологических раскопок. Так, ещё В. В. Хвойка, проводя раскопки в Киеве в 1907-1908 гг., обнаружил остатки разрушенных княжеских дворцов, жилищ и мастерских ремесленников. Неподалёку от развалин Десятинной церкви, в усадьбе Петровского, им была обнаружена большая братская могила.
В. В. Хвойка так комментировал найденные в братской могиле скелеты:
«Некоторые черепа были рассечены и разломаны; при некоторых покойниках у шеи оказались кресты, а на руках нескольких детских костяков были надеты стеклянные браслеты. Над этой грудой костяков на небольшом расстоянии от поверхности земли лежал скелет татарина, характерный монгольский череп которого оказался рассеченным боевым топором».
В дальнейшем хочется особенно выделить раскопки 1938-1952 гг., проводимые научной группой Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера. Они окончательно установили, что отмеченные разрушения произошли в результате стихийной катастрофы, после коей эти жилища и постройки уже не восстанавливали.
В частности это подтверждается характером оставленных в постройках предметов:
«...различные инструменты по обработке дерева, тигли для плавки металла, матрицы и многочисленные литейные формочки для отливки разнообразных украшений — всё это встречается в развалинах жилищ и мастерских столь часто и в таком количестве, что невольно возникает мысль о том, что владельцы этих предметов не только вынуждены были бросить их вместе со своими жилищами на произвол судьбы, но и не смогли вернуться на развалины своих жилищ за этими ценными для них вещами».
Археологами из группы Каргера был обнаружен ещё один интересный памятник — тайник под Десятинной церковью. В нём были обнаружены поржавевший и обгоревший шлем, кресты-энколпионы, глиняные горшки, железные ножи, топоры, браслеты и прочая утварь. Под 15-и сантиметровым слоем угля покоились сильно обгоревшие скелеты. Сверху тайник был засыпан строительным мусором, содержащим следы фресковой росписи, кусочки мрамора, шифера, известняка и стекла. Мусор этот, судя по всему, как раз и был образован вследствие обрушения Десятинной церкви.
Страшная находка ожидала археологов при раскопке жилища II на Большой Житомирской улице:
«В печи лежали на бок у скелеты двух прижавшихся друг к другу девочек-подростков с поджатыми ногами (табл. XXXIX). На шее у одной из них сохранились два миниатюрных крестика — медный и янтарный».
Исследователи отмечали также большое количестве человеческих скелетов, многие из которых явно принадлежали в монголоидному типу.
Последующее запустение Киева, которое доселе казалось историографам дискуссионным, также было подтверждено раскопками:
«При изучении стратиграфии всего раскопанного участка бросалось в глаза, что над слоем XII-XIII вв. нет культурных напластований XIV-XVI вв. Заплывшие гумусом сгоревшие жилища, по-видимому, в течение долгого времени оставались нетронутыми. Они были перекрыты небольшим напластованием культурных слоев только в значительно более позднее время — в XVII-XVIII вв».
Археологические источники, таким образом, подтверждают сведения Карпино о разорении и упадке Киева, равно как и сообщения древнерусских летописей.
Литература:
- Каргер М.К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. — М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. — Т. I. — 662 с.
- Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной // М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. — 272 с.
- Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. — СПб.: Алетейя, 2003. — 160 с.
- Хвойка В.В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена. Киев, 1913. — 103 с.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!