Найти в Дзене
HRPROSVET

Высшее образование будущего

Оглавление

Сегодня текст общефилософского характера о том, что из себя должно представлять высшее образование будущего, чтобы быть востребованным среди студентов. Все мысли родились из моего личного опыта преподавания студентам 17-20-ти лет. Сразу хочу сделать несколько оговорок.

Оговорка 1. Я не знаю особенностей преподавания математики, естественно-научных дисциплин и чисто гуманитарных. Я уверена, что то, о чем я пишу ниже, на 100% подходит для преподавания экономики и менеджмента. И скорее всего применимо в других областях, но с рядом поправок в силу другой специфики.

Оговорка 2. Все студенты разные. Есть те, кто готов слушать лекции по 3 часа и больше, не отвлекаясь на телефон и другие раздражители, те, кто умеет задавать сложные вопросы. Но сегодня про совсем другое большинство, потому что тенденция мне понятна)

Итак, поехали🚀

Лекции никому не нужны

Формат «начитка лекций плюс работа на семинарах» устарел безнадежно. Студенты воспринимают лекции как скучищу, на которую можно ходить только за оценку. Беда в том, что преподаватели относятся к лекциям примерно так же. Хороших лекторов практически нет, хотя их и всегда было мало - вспомните свои студенческие годы, если в памяти всплывет хотя бы один вдохновляющий оратор, который очаровывал вас на 1,5 часа пары и которого вы слушали с открытым ртом - вы просто счастливчик. Культуры вести лекции и слушать лекции больше нет. И дело тут не в поколениях. Сходите на любую «взрослую» отраслевую конференцию или хотя бы митап - сколько процентов присутствующих слушают спикера, а сколько решают свои личные вопросы в переписке с мужем, босом или детьми? То-то же.

Выход - перевод лекций в онлайн. Причём эти лекции должны быть методологически выверены, по времени один урок должен быть 8-15 минут. Обязательно сопровождайте уроки домашними заданиями, чек-листами и гайдами (да, как в марафонах в инстаграме). Преподаватели должны быть обучены записывать видео (а это сложно). Одного видео тоже недостаточно, стандартные презентации давно приелись, так что только инфографика. Дизайн - это очень важно для современных лекций. Очень крутой пример современного грамотного контента - лекции от masterclass.com, например, лекции по экономике от нобелевского лауреата Пола Кругмана.

Будущее лекций - это нечто среднее, между коротким документальным фильмом и серией любимого сериала на Netflix. Конечно, очные лекции в офлайне останутся, но это как покупка полароида - для ценителей и за хорошие деньги.

Семинаров тоже больше нет

Формально семинары были всегда более привлекательными, чем лекции - потому что это возможность пообщаться в более тесном кругу своей группы с преподавателем. Но время идёт, и этот формат больше не работает по двум причинам.

1. 1,5 часа - слишком много для одного занятия. Под конец пары студенты уже расползаются на атомы. Раньше наша жизнь была более размеренной и не бежала с такой бешеной скоростью, а на что мы обрекаем молодежь сейчас? В сутках 24 часа, время сжалось, все надо успеть - а на семинар целых 1,5 часа! То есть 6,25% дня. Я молчу, что пар может 4-6 в день. А теперь вспомним требования работодателей, когда без опыта работы никуда не берут, а тут сутки уходят только на учебу и сон. Нужно уходить в сторону дробления тем и уменьшения часов на аудиторную работу (в пользу самостоятельной работы). На мой взгляд, оптимальное время для работы студентов на занятии - 40-60 минут.

2. Индивидуальный подход. Коллективная деятельность в учебной аудитории больше не эффективна. Студенты не могут работать как единый организм, в котором 30 голов. Эти самые головы и мозги очень разные, со своими сильными и слабыми сторонами, своим видением, своими амбициями. Заставить всех выполнять одно и то же задание даже в рамках одного предмета - почти всегда гарантированный провал.

Смена деятельности - наше все

В обозримом будущем очные встречи в вузе вряд ли пропадут совсем, студентам нужен эмоциональный контакт с преподавателем, его критика и его поддержка. Кстати, преподавателю тоже нужно видеть глаза студентов лично, живьём, для мотивации)

Но формат взаимодействия со студентами должен постоянно меняться. Нельзя, чтобы они все время слушали, или сидели ровно, или смотрели на что-то, или играли. Это скучно, контент постоянно должен быть разным. И это вызов для преподавателя. Каждая встреча со студентами должна быть для них уникальной и запоминающейся. Незапоминающиеся видео уже есть на ютьюбе.

Проекты

Есть такое направление - eduscrum. Если не вдаваться в подробности, то это когда вы бросаете своих учащихся в самостоятельную работу по освоению предмета, снабдив их методологией, а сами участвуете скорее в роли коуча-эксперта, который направляет и даёт обратную связь. И работает эта система лучшего всего в проектной деятельности. Только погружаясь в реальную работу, начиная сталкиваться с реальными проблемами и вопросами, которые не помогает решить интернет, у студентов возникает настоящая мотивация учиться и изучать что-то новое. Потому что это надо лично им, а не маме, чтобы гордилась. Поэтому сначала погрузить в работу - потом сами прибегут с вопросами, не наоборот.

И несколько рекомендаций для коллег-преподавателей✍🏻

Литература не устарела и не устареет

Как это ни странно, список литературы - очень востребованная студентами вещь. Дело в том, что информации много, слишком много, они не знают, куда бежать, что скачивать, что покупать, где правда, а где вымысел. Поэтому важно направить, показать путь, где искать информацию, как проверить ее достоверность и когда в ней стоит усомниться.

За вами будут гуглить

Это факт. И обязательно скажут, что вы не правы, в гугле по-другому написано. Поэтому не давайте просто сырую информацию, давайте своё осмысление и ссылки на источники. Чтобы студент мог найти нужные данные и по примеру вашей структуры, вдохновляясь примером вашего критического мышления, составить своё осмысление. Только это ценно.

Дробите и упрощайте материал

Не нужно начинать своё выступление с рассказа про космические корабли, которые бороздят просторы вселенной. Студенты молчат, если не понимают, о чем речь, а не потому, что им дико интересно. Всегда спрашиваете, знают ли они то или иное слово или на всякий случай объясняйте сразу. Не ругайте за ошибки - этого они наелись в школе. Начинайте с историй, баек, шуток, анекдотов, заинтригуйте, дайте понять, что ваш предмет очень интересный - именно это удержит ребят в аудитории.

Поддерживайте кроссдисциплинарность

Надо признать студенты плохо разбираются в ворде, экселе, не очень хорошо делают презентации, не знают многих полезных приложений. И если на вашем курсе нужны выступления с презентациями, то не надо делать вид, что это не ваше дело, как именно они их делают. Помогите, научите оформлять презентации красиво, обсудите, в каких приложениях можно делать крутые презы, где брать иконки и шаблоны. Если нужно, сначала научитесь этому сами)

Переходите в digital

Учитесь записывать видео и аудио, подкасты, вести вебинары. Иначе останетесь без работы. Можно долго убеждать студентов, что неявное знание передаётся только от человеку к человеку при личном общении, но мир стал другим.

Организуйте взаимодействие

Чему учить - это не единственный вопрос, который решает преподаватель. Не менее важный вопрос - как организовать работу студентов на курсе. Составляйте student journey map, используйте lms вашего вуза, Google Classroom, trello, гугл-документы, общие чаты и календари, сервисы для онлайн-голосования и получения фидбэка от студентов (menti, slido и пр.) и т.д. Существует масса возможностей сделать работу студентов проще и эффективнее, важно начать применять их в своей работе.

Будьте проще

Ставить себя на 150 ступеней выше студента и относится к нему как к неразумному существу - значит потерять авторитет и уважение, а самое страшное, внимание. Будьте проще, покажите, что вы тоже человек, а не киборг. Безусловно, совсем отказываться от дистанции между преподавателем и студентом не стоит, но быть холодным неприступным айсбергом уже не вариант.

Изменения, о которых я пишу, требуют не только повышения мастерства преподавателей, но и перестройки всей системы высшего образования. Посмотрим, что нас ждёт и какие вещи действительно воплотятся в жизнь. Онлайн-лекции уже с нами👍🏻