Найти тему
ItodorTV

КОМУ НУЖЕН КАМБУЗ И ГАЛЬЮН НА КАТЕРЕ!?

Пару недель назад я опубликовал статью «660 – размерчик что надо». В которой поделился своим мнением, почему я считаю данный размер одним из наиболее удачных, почему он пользуется такой популярностью и почему каждый производитель катеров имеет в линейке модель в этом размере. Статья на удивление «зашла» и к моменту публикации этого материала её прочитали уже больше 38 000 раз. Но интерес мой не в этих цифрах, а комментариях…

Именно там довольно часто звучало мнение о том, что катер (здесь я хочу сразу уточнить, что я не делаю разделений между катером и моторной лодкой) не может считаться полноценным, если на борту нет гальюна и камбуза. Утверждение с одной стороны не лишено смысла. И запрос на бытовой комфорт вполне понятен. Однако подобные мнения звучат, как правило, из уст тех, кто сам не владеет катером и не имеет опыта эксплуатации. Поскольку тут есть некоторые нюансы, о которых я и хочу рассказать сегодня. Тем более что вопросы приготовления пищи в экспедициях мне очень хорошо знакомы.
Для понимания читателей, хочу сразу отметить, что моё мнение – это всего лишь мнение, однако базируется оно на опыте многодневных автономных экспедиций на катере. Длительные переходы и жизнь на парусной яхте (бытовые условия и обустройство похоже). А так же эксплуатация катеров оснащённых всем тем, что в комментариях называют «необходимым» для катера.

-2

Начнём с начала…
Не думаю, что стоит излишне долго объяснять о потребности готовить, например, в экспедиции. О прелести горячей пищи приготовленной в катере, даже на газу – скажет любой, кто хоть раз пробовал такую еду. Разница сопоставима с ухой на костре и рыбным супом дома. И всё же…
Основная проблема с которой сталкивается любой владелец катера – ограниченность пространства. Разумеется, производители катеров и техники разработали множество схем, позволяющих вместить на «пол квадратных метра» буквально всё необходимое. И всё же, полноценный камбуз на катер в размере до семи метров – по моему глубокому убеждению, опция совершенно не нужная. Не зависимо от того, в каком режиме этот катер будет эксплуатироваться. В формате экспедиций или однодневных выездов. Установить холодильник? Почему нет. Но занимать пространство полноценным камбузным блоком не целесообразно. Собственно поэтому вы и не увидите такую опцию на катерах в размере до семи метров. И лишь те модели, что превышают эту условную отметку, начинают комплектовать и предметами быта. Но нужны ли они и в этом случае?

-3

Всё предельно просто. Как я уже сказал, катер в размере от семи метров вполне позволяет поместить камбузный блок. Если длина больше 8,5 метров – то он встаёт гармонично, не сильно скрадывая полезную площадь рубки. Тут важно отметить, что те (прежде всего) плиты, которыми комплектуют катера, далеко не всегда предназначены для эксплуатации в условиях качки. То, как это сделано в парусной яхте. И главное отличие от парусной яхты в том, что для катера совсем не обязательна оффшорная автономность. Любая опция – это лишь удобное дополнение, а вовсе не необходимость. Безусловно, и на яхте вполне можно обойтись без всего этого. Но предполагается, что владелец парусной лодки при длине от 8-9 метров должен иметь возможность с достаточным комфортом, автономно путешествовать в течении нескольких дней. Камбуз и гальюн – это неотъемлемая часть.

-4

Если вы приобретаете катер с целью однодневных выездов. Для рыбалки или семейных путешествий к ближайшим островам. Если ночёвки на борту явление редкое, не превышающее 1-2 ночи – камбуз вполне можно рекомендовать установить. Неожиданно, не правда ли!? Всё дело в том, что в таком режиме путешествий владельца в меньшей степени заботит вопрос размещения максимального объёма снаряжения и расход топлива. Условно говоря: вышел из городского яхт-клуба, домчал до ближайших островов (в Питере, например, популярны такие поездки к фортам, на внешней стороне дамбы). Встал у берега, приготовил сытный обед. Провёл время и помчал обратно. В этом случае камбуз удобен и актуален.

-5

Если же вы приобретаете катер с целью длительных экспедиций. В не самых простых условиях. Когда ваша задача преодолеть большое расстояние и есть вероятность сложностей с заправками. Т.е. расход топлива чрезвычайно важен для вас. Я бы не рекомендовал ставить полноценный камбуз. Поскольку он всё равно занимает приличный объём пространства и весь гарнитур (особенно, если стоит мойка, водогрей и плита) – увеличивают общий вес загрузки. Тут всё, как в автомобиле. Если вы катаетесь в пределах 100-200 км от города, по оживлённым трассам с обилием АЗС – вам нет особой разницы, будет расход 6 литров на сотню или 10. Этой разницы вы не будите ощущать. Но стоит переключиться на дальние путешествия. С пробегами в 1000 и более км. При условии, что на пути могут быть участки в несколько сотен км вообще без АЗС… то же самое соотношение 6 и 10 л. оказывается очень даже существенным и даже принципиальным.

-6

Так вот в условиях экспедиций на катере всё ещё острее. Поскольку в отличие от машины показатели расхода и скорости не постоянны. Подул крепкий встречный ветер – показатели изменились. Идёте вверх или вниз по течению – показатели различаются. Идёте против резкой ветровой волны, и расход сильно возрастает. В такой ситуации даже лишние 20-30 кг могут сказываться на общих показателях.

-7

А что с гальюном?
Пожалуй, не реже, чем о камбузе, говорят о необходимости гальюна. Хотя вопрос этот не менее спорный. И редко обсуждаемый в силу пикантности темы. Что ж, попробую пройтись по этому тонкому льду.
Прежде всего, ошибка думать, что простейший гальюн можно установить только на большом катере. Технически это вполне возможно сделать и на относительно небольшой лодке (5,5-7 метров). Однако стоит понимать, что определённая часть пространства будет «съедена» этой опцией. Будь это классическая «прокачная» система или био.
Два главных весомых аргумента «за»: дети и женщины на борту. Второй – безопасность. Оба аргумента, что называется: «как посмотреть». Первое, что я бы хотел отметить. Не зависимо от того, есть у вас на борту гальюн или его нет, в реальности всегда лучше причалить к берегу. Причина проста. Пространство катера весьма ограничено. Слышимость тоже. Характерные звуки и запахи не доставят никакой радости ни их источнику перед другими находящимися на борту. Ни собственно тем, кто находится рядом.

Наличие гальюна на катере обусловлено не столько удобством, сколько вопросами безопасности. Обычный день, троллинг на Балтийском море.
Наличие гальюна на катере обусловлено не столько удобством, сколько вопросами безопасности. Обычный день, троллинг на Балтийском море.

Вернусь к примеру с парусной яхтой. Оффшорный переход, в нескольких милях от берега, как и в принципе, сложность подхода парусной яхты к берегу, вынуждают идти на этот компромисс. С катером ситуация другая. Безусловно, и в этом случае вы можете оказаться на приличном расстоянии от берега, с невозможностью быстро причалить.
Тут так же возникает и вопрос безопасности. Проще говоря: вероятность вывалиться за борт, справляя нужду. Кстати, на моей практике такой случай был. Мой напарник свалился с носа катера. Причём сделал это так тихо, что ему очень повезло, что я вообще обратил на это внимание, будучи увлечённым рыбалкой. На дворе был ноябрь месяц, температура воды 6 градусов, а возможности самостоятельно забраться на борт не было по причине его высоты. Он даже не мог зацепиться за него. Всё закончилось благополучно. Благодаря Webasto и бутылке виски в катере, удалось избежать даже простуды. Но ситуация серьёзная и это был полный штиль. По этой причине моя рекомендация, независимо от размера вашей лодки, наличия или отсутствия гальюна – лучше всё же избегать подобных ситуаций. Помимо возможности подойти к берегу, есть и другие варианты обеспечить безопасность, которая всегда должна быть на первом месте…

-9

Таким образом, и наличие гальюна вовсе не является панацеей для комфортного отдыха. И занимаемое пространство, и вес опции практически исключают наличие гальюна на экспедиционном катере. Ровно по тем же причинам, что и камбуз. И, если лодка для вас – это классический day cruiser, для однодневных выездов: гальюн вполне может быть установлен. Хотя бы на всякий случай. На катере для экспедиций его наличие не оправдано.

-10

Как готовить еду на катере?
Резонный вопрос. Если я говорю: отправляясь в экспедицию, не стоит комплектовать катер кухней. Как же тогда готовить? К счастью сегодня есть множество различных мобильных и лёгких приспособлений для решения этой задачи. Например, для кипятка я использую JetBoil. Этот девайс пришёл ко мне из мира горного туризма. Где экспедиционеры очень сильно ограничены в весе снаряжения и его объёме. А питаются в основном сублиматами. Отличная штука, которой я пользуюсь уже несколько сезонов. Экономичен и быстр. Неважно идёт речь о приготовлении чая или кофе, либо вы хотите сварить что-то серьёзное. JetBoil здорово ускоряет этот процесс, не требуя большого объёма газа и не занимая много места.
Для непосредственной варки и жарки можно использовать обычную туристическую плитку. В своих экспедициях я пользуюсь надёжной японской Soto. На ней же каждый день варю кофе в турке дома. Не рекомендовал бы брать большие и сомнительные плитки вроде какого-нибудь «Следопыта». Рискуете остаться голодным!

-11

Посуда, газовые баллоны и всё необходимое для приготовления пищи сегодня доступно в различных туристических магазинах. Важно лишь верно рассчитать объём и количество. С точки зрения экологии я, конечно, не рекомендую использовать одноразовую посуду. Более того, мы часто используем стеклянную посуду. Наряду с приготовлением полноценных блюд (а не сублиматов, как многие думают) будь это суп или сложные блюда с пастой, мясом и тд, стеклянная посуда создаёт ощущение домашнего уюта. Эту тему я подхватил после одного из первых походов на парусной яхте. Тогда капитан сразу сказал: у меня на борту никаких сублиматов (запариков). Только нормальная, полноценная еда! Стеклянные тарелки и кружки. Мы здесь живём, а не «переконтовываемся». Попробуйте как-нибудь и поймёте, что я имею ввиду!

-12

Ещё один девайс, который плотно вошёл в обиход походного снаряжения и однодневных выездов – мобильный гриль O-Grill. В принципе на рынке есть несколько разновидностей грилей, но этот я считаю наиболее удобным и функциональным. При этом далеко не самым дорогим. Например, некоторые коллеги устанавливают на катере грили марки Weber и подобных им. Проблема в том, что этот гриль нужен тебе лишь несколько минут в день. Всё остальное время он будет занимать приличное пространство на транце или другой части катера. Откровенно мешаясь и сковывая движения. Прелесть мобильного O-Grill именно в том, что его можно достать из рундука в нужный момент. Использовать и убрать обратно!

-13

А ещё один важный аспект мобильной кухни – это возможность быстро переместить её на берег. Представим, что вы отправились на катере в путешествие, которое предлагает остановку на базе отдыха. Тот же гриль, если он не установлен стационарно, можно быстро переместить на террасу коттеджа. Если остановка на диком берегу – мобильную кухню можно разместить в любом удобном месте. Не будучи привязанным к каюте катера.

-14

Я думаю, я достаточно ясно изложил свою позицию по данному вопросу. Ошибка думать, что только наличие камбуза или гальюна возводит лодку в ранг «удобных». Что только в этом случае можно путешествовать с жёнами и детьми. Это не так. Выбор комплектации должен строиться исходя из задач и потребностей. Чем сложнее задача, тем больше лишений для её достижения. Но, в конечном счёте, куда важнее компания в которой ты путешествуешь, а не те бытовые приборы, которые тебя окружают.

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
все фото автора (с)