Пару недель назад я опубликовал статью «660 – размерчик что надо». В которой поделился своим мнением, почему я считаю данный размер одним из наиболее удачных, почему он пользуется такой популярностью и почему каждый производитель катеров имеет в линейке модель в этом размере. Статья на удивление «зашла» и к моменту публикации этого материала её прочитали уже больше 38 000 раз. Но интерес мой не в этих цифрах, а комментариях…
Именно там довольно часто звучало мнение о том, что катер (здесь я хочу сразу уточнить, что я не делаю разделений между катером и моторной лодкой) не может считаться полноценным, если на борту нет гальюна и камбуза. Утверждение с одной стороны не лишено смысла. И запрос на бытовой комфорт вполне понятен. Однако подобные мнения звучат, как правило, из уст тех, кто сам не владеет катером и не имеет опыта эксплуатации. Поскольку тут есть некоторые нюансы, о которых я и хочу рассказать сегодня. Тем более что вопросы приготовления пищи в экспедициях мне очень хорошо знакомы.
Для понимания читателей, хочу сразу отметить, что моё мнение – это всего лишь мнение, однако базируется оно на опыте многодневных автономных экспедиций на катере. Длительные переходы и жизнь на парусной яхте (бытовые условия и обустройство похоже). А так же эксплуатация катеров оснащённых всем тем, что в комментариях называют «необходимым» для катера.
Начнём с начала…
Не думаю, что стоит излишне долго объяснять о потребности готовить, например, в экспедиции. О прелести горячей пищи приготовленной в катере, даже на газу – скажет любой, кто хоть раз пробовал такую еду. Разница сопоставима с ухой на костре и рыбным супом дома. И всё же…
Основная проблема с которой сталкивается любой владелец катера – ограниченность пространства. Разумеется, производители катеров и техники разработали множество схем, позволяющих вместить на «пол квадратных метра» буквально всё необходимое. И всё же, полноценный камбуз на катер в размере до семи метров – по моему глубокому убеждению, опция совершенно не нужная. Не зависимо от того, в каком режиме этот катер будет эксплуатироваться. В формате экспедиций или однодневных выездов. Установить холодильник? Почему нет. Но занимать пространство полноценным камбузным блоком не целесообразно. Собственно поэтому вы и не увидите такую опцию на катерах в размере до семи метров. И лишь те модели, что превышают эту условную отметку, начинают комплектовать и предметами быта. Но нужны ли они и в этом случае?
Всё предельно просто. Как я уже сказал, катер в размере от семи метров вполне позволяет поместить камбузный блок. Если длина больше 8,5 метров – то он встаёт гармонично, не сильно скрадывая полезную площадь рубки. Тут важно отметить, что те (прежде всего) плиты, которыми комплектуют катера, далеко не всегда предназначены для эксплуатации в условиях качки. То, как это сделано в парусной яхте. И главное отличие от парусной яхты в том, что для катера совсем не обязательна оффшорная автономность. Любая опция – это лишь удобное дополнение, а вовсе не необходимость. Безусловно, и на яхте вполне можно обойтись без всего этого. Но предполагается, что владелец парусной лодки при длине от 8-9 метров должен иметь возможность с достаточным комфортом, автономно путешествовать в течении нескольких дней. Камбуз и гальюн – это неотъемлемая часть.
Если вы приобретаете катер с целью однодневных выездов. Для рыбалки или семейных путешествий к ближайшим островам. Если ночёвки на борту явление редкое, не превышающее 1-2 ночи – камбуз вполне можно рекомендовать установить. Неожиданно, не правда ли!? Всё дело в том, что в таком режиме путешествий владельца в меньшей степени заботит вопрос размещения максимального объёма снаряжения и расход топлива. Условно говоря: вышел из городского яхт-клуба, домчал до ближайших островов (в Питере, например, популярны такие поездки к фортам, на внешней стороне дамбы). Встал у берега, приготовил сытный обед. Провёл время и помчал обратно. В этом случае камбуз удобен и актуален.
Если же вы приобретаете катер с целью длительных экспедиций. В не самых простых условиях. Когда ваша задача преодолеть большое расстояние и есть вероятность сложностей с заправками. Т.е. расход топлива чрезвычайно важен для вас. Я бы не рекомендовал ставить полноценный камбуз. Поскольку он всё равно занимает приличный объём пространства и весь гарнитур (особенно, если стоит мойка, водогрей и плита) – увеличивают общий вес загрузки. Тут всё, как в автомобиле. Если вы катаетесь в пределах 100-200 км от города, по оживлённым трассам с обилием АЗС – вам нет особой разницы, будет расход 6 литров на сотню или 10. Этой разницы вы не будите ощущать. Но стоит переключиться на дальние путешествия. С пробегами в 1000 и более км. При условии, что на пути могут быть участки в несколько сотен км вообще без АЗС… то же самое соотношение 6 и 10 л. оказывается очень даже существенным и даже принципиальным.
Так вот в условиях экспедиций на катере всё ещё острее. Поскольку в отличие от машины показатели расхода и скорости не постоянны. Подул крепкий встречный ветер – показатели изменились. Идёте вверх или вниз по течению – показатели различаются. Идёте против резкой ветровой волны, и расход сильно возрастает. В такой ситуации даже лишние 20-30 кг могут сказываться на общих показателях.
А что с гальюном?
Пожалуй, не реже, чем о камбузе, говорят о необходимости гальюна. Хотя вопрос этот не менее спорный. И редко обсуждаемый в силу пикантности темы. Что ж, попробую пройтись по этому тонкому льду.
Прежде всего, ошибка думать, что простейший гальюн можно установить только на большом катере. Технически это вполне возможно сделать и на относительно небольшой лодке (5,5-7 метров). Однако стоит понимать, что определённая часть пространства будет «съедена» этой опцией. Будь это классическая «прокачная» система или био.
Два главных весомых аргумента «за»: дети и женщины на борту. Второй – безопасность. Оба аргумента, что называется: «как посмотреть». Первое, что я бы хотел отметить. Не зависимо от того, есть у вас на борту гальюн или его нет, в реальности всегда лучше причалить к берегу. Причина проста. Пространство катера весьма ограничено. Слышимость тоже. Характерные звуки и запахи не доставят никакой радости ни их источнику перед другими находящимися на борту. Ни собственно тем, кто находится рядом.
Вернусь к примеру с парусной яхтой. Оффшорный переход, в нескольких милях от берега, как и в принципе, сложность подхода парусной яхты к берегу, вынуждают идти на этот компромисс. С катером ситуация другая. Безусловно, и в этом случае вы можете оказаться на приличном расстоянии от берега, с невозможностью быстро причалить.
Тут так же возникает и вопрос безопасности. Проще говоря: вероятность вывалиться за борт, справляя нужду. Кстати, на моей практике такой случай был. Мой напарник свалился с носа катера. Причём сделал это так тихо, что ему очень повезло, что я вообще обратил на это внимание, будучи увлечённым рыбалкой. На дворе был ноябрь месяц, температура воды 6 градусов, а возможности самостоятельно забраться на борт не было по причине его высоты. Он даже не мог зацепиться за него. Всё закончилось благополучно. Благодаря Webasto и бутылке виски в катере, удалось избежать даже простуды. Но ситуация серьёзная и это был полный штиль. По этой причине моя рекомендация, независимо от размера вашей лодки, наличия или отсутствия гальюна – лучше всё же избегать подобных ситуаций. Помимо возможности подойти к берегу, есть и другие варианты обеспечить безопасность, которая всегда должна быть на первом месте…
Таким образом, и наличие гальюна вовсе не является панацеей для комфортного отдыха. И занимаемое пространство, и вес опции практически исключают наличие гальюна на экспедиционном катере. Ровно по тем же причинам, что и камбуз. И, если лодка для вас – это классический day cruiser, для однодневных выездов: гальюн вполне может быть установлен. Хотя бы на всякий случай. На катере для экспедиций его наличие не оправдано.
Как готовить еду на катере?
Резонный вопрос. Если я говорю: отправляясь в экспедицию, не стоит комплектовать катер кухней. Как же тогда готовить? К счастью сегодня есть множество различных мобильных и лёгких приспособлений для решения этой задачи. Например, для кипятка я использую JetBoil. Этот девайс пришёл ко мне из мира горного туризма. Где экспедиционеры очень сильно ограничены в весе снаряжения и его объёме. А питаются в основном сублиматами. Отличная штука, которой я пользуюсь уже несколько сезонов. Экономичен и быстр. Неважно идёт речь о приготовлении чая или кофе, либо вы хотите сварить что-то серьёзное. JetBoil здорово ускоряет этот процесс, не требуя большого объёма газа и не занимая много места.
Для непосредственной варки и жарки можно использовать обычную туристическую плитку. В своих экспедициях я пользуюсь надёжной японской Soto. На ней же каждый день варю кофе в турке дома. Не рекомендовал бы брать большие и сомнительные плитки вроде какого-нибудь «Следопыта». Рискуете остаться голодным!
Посуда, газовые баллоны и всё необходимое для приготовления пищи сегодня доступно в различных туристических магазинах. Важно лишь верно рассчитать объём и количество. С точки зрения экологии я, конечно, не рекомендую использовать одноразовую посуду. Более того, мы часто используем стеклянную посуду. Наряду с приготовлением полноценных блюд (а не сублиматов, как многие думают) будь это суп или сложные блюда с пастой, мясом и тд, стеклянная посуда создаёт ощущение домашнего уюта. Эту тему я подхватил после одного из первых походов на парусной яхте. Тогда капитан сразу сказал: у меня на борту никаких сублиматов (запариков). Только нормальная, полноценная еда! Стеклянные тарелки и кружки. Мы здесь живём, а не «переконтовываемся». Попробуйте как-нибудь и поймёте, что я имею ввиду!
Ещё один девайс, который плотно вошёл в обиход походного снаряжения и однодневных выездов – мобильный гриль O-Grill. В принципе на рынке есть несколько разновидностей грилей, но этот я считаю наиболее удобным и функциональным. При этом далеко не самым дорогим. Например, некоторые коллеги устанавливают на катере грили марки Weber и подобных им. Проблема в том, что этот гриль нужен тебе лишь несколько минут в день. Всё остальное время он будет занимать приличное пространство на транце или другой части катера. Откровенно мешаясь и сковывая движения. Прелесть мобильного O-Grill именно в том, что его можно достать из рундука в нужный момент. Использовать и убрать обратно!
А ещё один важный аспект мобильной кухни – это возможность быстро переместить её на берег. Представим, что вы отправились на катере в путешествие, которое предлагает остановку на базе отдыха. Тот же гриль, если он не установлен стационарно, можно быстро переместить на террасу коттеджа. Если остановка на диком берегу – мобильную кухню можно разместить в любом удобном месте. Не будучи привязанным к каюте катера.
Я думаю, я достаточно ясно изложил свою позицию по данному вопросу. Ошибка думать, что только наличие камбуза или гальюна возводит лодку в ранг «удобных». Что только в этом случае можно путешествовать с жёнами и детьми. Это не так. Выбор комплектации должен строиться исходя из задач и потребностей. Чем сложнее задача, тем больше лишений для её достижения. Но, в конечном счёте, куда важнее компания в которой ты путешествуешь, а не те бытовые приборы, которые тебя окружают.
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
все фото автора (с)