Кто тут хочет сделать карьеру и зарабатывать кучу денежек? А что для этого нужно, ты знаешь? Нет, таланта и образования мало. Главное в карьере -- происхождение. Так было, есть и будет.
Мне попадалась статистика, что карьерный рост в 70% случаев зависит от родителей. Если ты -- отпрыск состоятельных людей, то с работой и доходами у тебя всё будет хорошо. А вот если из бедной семьи, то — увы! — ты вряд ли станешь управляющим Газпрома.
В хэйанской Японии всё было точно так же. Аристократ из знатной богатой семьи мог рассчитывать на высокую должность и хорошие доходы. А тем, что победнее, оставались только средние и низкие ранги.
Выходов для мужчины было два: удачный брак и поэзия. Странно и непривычно, конечно, но вот так. Высокоранговый тесть помогал зятю продвинуться по службе, получить хорошую должность, например, губернатора провинции.
Если брак -- не твой вариант, то можно было попытать силы в поэзии. Но тут тоже как повезет. Далеко не все поэты могли сделать карьеру.
А вот родовитым аристократам можно было не париться. Даже без знания литературы и китайского языка, на котором составлялись многие документы, золотая молодежь неплохо устраивалась в жизни. Естественно, стараниями родителей. Но устроиться на хорошую должность -- полбеды.
Удержаться на месте было непросто. Чиновник мог вылететь с работы за незнание манер, несоблюдение требований к одежде и правил придворного протокола. А церемоний во дворце было немеряно. Так что служба была не только работой. Она воспринималась ещё и как зрелище, от которого нужно получать эстетическое удовольствие.
А ещё были престижные службы и не очень. Например, в Куродо до-коро — императорской канцелярии — хотели служить все. А в Министерство наказаний особо не стремились, даже на повышение.
Самые знатные вообще отлынивал от службы как умели. Потому что всё это дело шло в разрез с их желанием эстетично проводить время. А уж что, что, а красиво бездельничать придворные умели.
Взять хотя бы конный спорт. Изначально все придворные мужчины умели гарцевать на коняшках и даже воевать. Но постепенно это умение стало обязательным только для военных. Все остальные мужики просто учились красиво сидеть на лошади, которую чаще всего вел в поводу специальный слуга. А уж галопом скакать или, прости господи, мечом махать — это ж жуть, как некрасиво.
А вот из лука стрелять -- это можно. Но и тут оценивалось не практическое умение, а эстетичность всего происходящего. Мужчина должен соблюдать все правила, кстати, весьма непростые и красиво продемонстрировать свой костюм. Но под конец эпохи даже такие рафинированные стрельбища стали считать моветоном. Не к лицу благородному господину рученьки утруждать. То ли дело танцы.
Это сейчас мужики не танцуют. А в эпоху Хэйан умение красиво танцевать в сочетании с умением писать стихи было залогом высокого престижа. Причём, не только личного, но и семейного. А высокий личный престиж -- это прямой путь к карьерному росту.
Так и жили. Странно и непонятно. Но для хэйанского чиновника нынешние условия работы тоже показались бы странными.