Найти в Дзене

Сущность национализма

– Погоди, сначала удовлетворю личные потребности. Национализм совершенно отчетливо предполагает стремление к сепарации своей группы от чужой, ставя под угрозу такой гиперонимический и вследствие этого объединяющий конструкт, как «общечеловеческие интересы». Кирилл Мартынов справедливо отмечает последствия подобного дробления, которое условно можно назвать «цепочкой редукций интересов». Обычно словосочетание «национальный интерес» не вызывает удивления и негодования, хотя всегда грубо намекает на ущемление интересов других наций ввиду того, что интересы достигаются в тесном и даже скудном поле ограниченных ресурсов. Вместе с тем общечеловеческие интересы как бы размываются, фрагментируются и теряют всяческий онтологический и практический смысл. Приходится от них отказываться, причем достаточно неаккуратно. Вместо этого происходит приблизительно следующее рассечение интересов на все более мелкие кусочки: если мы можем говорить о национальных интересах, то мы так же полноправно смеем заяв

– Как там наши национальные интересы?
– Погоди, сначала удовлетворю личные потребности.

Национализм совершенно отчетливо предполагает стремление к сепарации своей группы от чужой, ставя под угрозу такой гиперонимический и вследствие этого объединяющий конструкт, как «общечеловеческие интересы». Кирилл Мартынов справедливо отмечает последствия подобного дробления, которое условно можно назвать «цепочкой редукций интересов». Обычно словосочетание «национальный интерес» не вызывает удивления и негодования, хотя всегда грубо намекает на ущемление интересов других наций ввиду того, что интересы достигаются в тесном и даже скудном поле ограниченных ресурсов. Вместе с тем общечеловеческие интересы как бы размываются, фрагментируются и теряют всяческий онтологический и практический смысл. Приходится от них отказываться, причем достаточно неаккуратно. Вместо этого происходит приблизительно следующее рассечение интересов на все более мелкие кусочки: если мы можем говорить о национальных интересах, то мы так же полноправно смеем заявить и об интересах объединений более частного порядка, например, области или города. Затем, если есть интересы города, то существуют интересы и еще меньших субмуниципальных сообществ, которые заканчиваются интересами отдельной семьи, распадающейся в свою очередь на эгоцентричные интересы конкретного человека. Это достаточно очевидная вещь, которую любая идеологическая модель обходит стороной, пытаясь оборвать подобную цепочку лишь на национальном или территориальном уровне, что, разумеется, тождественно интересам конкретной правящей элиты.

При этом отвержение патриотизма не значит, что вы не привязаны к определенных людям, месту, что вы хорошо знаете историю и культуру и испытываете радость, что вы где-то родились.

Можно (нужно) быть хорошим человеком, семьянином, душевным собеседником и вбирать в себя все добродетели мира. При этом совершенно не обязательно отделять одну страну, одну нацию от другой только потому, что тебе сказали это делать. Любая нация, любая история, любой историал априори нейтрален.

Вместо этого должна существовать другая созидательная концепция патриотизма – проактивное, денационализированное и общечеловеческое желание работать на благо того пространства, тех отношений, той природы и того прогресса, который нас окружает.