– Вы сами всего добились в жизни?
– Нет, что вы, я лишь реагирую.
Мало того, что наше «Я» иллюзорно и пребывает лишь в конструктивистских представлениях разных индивидов, которые имеют к нему хоть какое-то отношение. Важно подчеркнуть еще одну сторону нашей самости, которую регулярно и несправедливо оставляют без внимания или по крайней мере отодвигают ее на дальний план, загораживая самоценностью категории «я сам, в себе и для себя».
Дело в том, что наше функциональное «Я» существует только в глазах других. Само по себе наше содержание как личности (кстати, абсолютно пустое слово, которое до сих пор не поддается однозначному определению), несомненно, как-то нами осознается, фантазируется, а значит – существует в абстракции. Существует, но не присутствует, иными словами, не имеет прагматического смысла. Все как раз наоборот, важно только то, как нас видят другие. И в этот момент с попыткой полемики на авансцене возникает суждение, согласно которому «другие нас видят так, как мы сами себя видим и воспринимаем». В действительности же все строго наоборот: другие как раз и определяют то, как мы сами себя реконструируем. Других видимых оснований для формирования структуры «Я» просто не существует. Как раз окружающие и создают «самость» человека, потому что больше формировать «Я» нечему. Ничего нету, кроме реакции на окружение, которая через индивидуальные фильтры приводит к определенным психическим процессам у нас в голове, но это в любом случае ре-активное состояние. Более того: именно другие определяют, так скажем, социальный успех человека. Мы не знакомы ни с кем, кто бы стал значимым, богатым и даже красивым в вакууме. Однако, как правило, любовь к мировоззренческой позиции «я сам» слишком затмевает его реальную ничтожность.
Понятно, что это несколько упрощенная модель ре-активного «Я», и борьба за доминирование самого субъекта и окружения в организации и комплектовании «Я» несколько более противоречива, сложна и описанию практически не поддается. Поэтому приходится ограничиваться допустимыми условностями, которые, впрочем, не могут оспорить отсутствие самосубъектности как в формировании, так и в активном деятельном присутствии «Я».