Так что же такого кошмарного произошло в Корее, которое так напугало американских стратегов? Давайте хотя бы вспомним печально известный для американской военщины «чёрный вторник» - 30 октября 1951 года, когда вылетевшие на бомбардировку корейского аэродрома в Намси «Летающие крепости» понесли очень тяжелые потери.
А вроде бы ничего не предвещало беды. С американской стороны в этом налёте участвовала 21 «Сверхрепость», которых сопровождали порядка 200(!) истребителей разных типов. Им противостояли всего лишь 44 (!) «МиГа». Но, что потом стали эти 22 пары вытворять с американцами - уму непостижимо! Это напоминало не воздушное сражение, а кровавую бойню в одну сторону. Итог «сражения» - потеря 12 В-29 (больше половины!). Вторая «половинка» тоже в «накладе» не осталась. На авиабазу не приземлилось ни одной «Сверкрепости», где не были бы убиты или ранены члены экипажа.
От полного уничтожения «Летающих крепостей» спасла так называемая черта «аллеи МиГов», за которую нашей авиации запрещалось «переступать». До этой границы «Фортрессам» нужно было пролететь всего лишь какое-то автомобильное расстояние - 20-30 километров. А вот самолёт-разведчик, который прилетел зафотофиксировать «результаты бомбометания по аэродрому», наши истребители упокоили вполне легитимно - он естественно был в пределах «Аллеи». Ну и наконец, на «лёгкий десерт» «МиГи» «закусили» четырьмя реактивными истребителями «Тандерджет». Наши потери - один МиГ-15, которого сбил Ф-86 «Сейбр».
Сказать, что этот «вторник» шокировал американское командование - это ничего не сказать.Для расследования обстоятельств столь тяжёлого поражения в Корею прибыла специальная комиссия. В течение 3-х дней ни один американский самолёт не появился в зоне действия советских «МиГов».
К сожалению для американцев, комиссия не сделала правильных выводов, а нашла причину катастрофы в «неблагоприятном стечении обстоятельств» и то, что «Сейбры» припозднились к началу «разборок», а потом действовали не эффективно.
Через месяц, чтобы проверить правильность выводов комиссии, американцы решили произвести небольшую «пробу пера». К переправам у Анею отправились всего лишь три «Сверхкрепости», правда. которых сопровождали десятки «Сейбров». Какое точно их было количество, до сих пор является предметом споров, но то, что Ф-86 было до неприличия много для «эскорта» трёх бомбардировщиков, это не у кого не вызывает сомнений. Результаты «пробной вылазки» опять не утешил американцев. Все три «Сверхрепости» «МиГи» вогнали в землю!
Теперь американцы сделали правильные выводы. От ковбойской самонадеянности и след простыл и уже «Фортрессы» мы не увидим в дневном небе Кореи никогда!
Самое главное, что и «акции плана «Дропшот» стали падать резко вниз»! По результатам воздушной войны в Корее члены Комитета начальников штабов США решили при проведении военных игр проверить, насколько велики шансы вывести из строя 9 стратегических районов Советского Союза: Москву, Ленинград, Архангельск, Урал, Кавказ, объекты черноморского побережья, Ташкент — Алма-Ата, Байкал, Владивосток. В теории все выходило гладко, но аналитики пришли к не самым утешительным выводам. Вероятность успешной атаки оценивалась уже не в 90, а 70%, при этом потери авиации оценивались в 55% (против прошлых 20%) от общего числа задействованных в ударе бомбардировщиков. Это уже неприемлемые потери. Вывод был однозначен, что такие потери полностью деморализуют экипажи бомбардировщиков, которые не то, что не отважатся на повторный вылет, а могут полностью быть неспособны для ведения дальнейших полётов!
Это наглядно показывал опыт Второй Мировой войны. Подразделения Союзных ВВС, которые теряли более 12% бомбардировщиков были на грани бунта.
Тут очень уместно вспомнить слова Уинстона Черчилля касательно воздушной битвы за Британию: «Никогда ещё в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим». Так и мы, в неоплатном долгу перед горсткой лётчиков- асов,которые в далёких восточных краях Корейского полуострова решали «шекспировский» вопрос - быть или не быть нашему Отечеству! И слава Богу, что у них был великолепный «помощник» - легендарный МиГ-15, с которым мы поближе и познакомимся в третьей части нашего повествования.
С уважением! Сергей Оболенский