Одно из главных условий поступательного развития экономики и общества - незыблемость принятых в нем правил и условий, таких как соблюдение права на частную собственность. Но это не пресловутая «стабильность», под которой в современной России понимают застой. Речь идет о преемственности (фр. la continuite) - соблюдении основополагающих законов и традиций страны и государства, при том что в этом государстве могут происходить серьезные изменения.
Память предков и национальное достояние
Во Франции, несмотря на все ее революции, многие потомки дворянских родов владеют замками и поместьями своих предков. Столетиями сохраняется не только память о собственном роде, но и его материальное наследство. Причем речь идет именно о многовековой преемственности, когда практически любой современный француз помнит и знает, что он потомок галлов и римлян, так как каждый день встречается с их наследием. Вторые завоевали первых, но опять же сохранили многие обычаи и традиции покоренных народов. В этом смысле очень характерно название одного известного французского ресторанчика «Наши предки – галлы», а также бешеная популярность комиксов, мультфильмов и фильмов об Астериксе и Обеликсе.
Именно в таких условиях и способна развиться материально обеспеченная и уверенная в себе нация, которая не просто кричит на каждом углу о своем достоинстве, но реально им располагает. Вместо некой эфемерной «духовности» страна и народ обладают материальными ценностями, доставшимися от далеких предков и встречающимися на каждом шагу. Наглядное подтверждение этому можно увидеть во многих старинных городах Франции, где понятие национального достояния (фр. le patrimoine, совсем не случайно - однокоренное слово с la patrie – родина). В данной статье примером выступит Реймс - город, где веками короновались французские короли (но примечателен он не только этим).
Откуда есть пошел Реймс (лат. Durocortorum)
Первые следы обитания людей в районе Реймса относятся к неолиту и медному веку (конец III тыс. до н.э.). Также археологами обнаружены урны культур полей погребений периода бронзового века. Их носителей сопоставляют с так называемыми древнеевропейцами. Это часть массива индоевропейских племен, из которой впоследствии выделились италики, иллирийцы, кельты, германцы, славяне, балты и пр. В долине реки Вель, у которой был основан Реймс, обнаружены признаки очень плотного населения в период железного века, когда здесь надежно фиксируются кельтские племена.
Однако на том месте, где сейчас находится Реймс, найдено крайне мало следов проживания человека, относящихся к такой отдаленной эпохе, как ранний железный век. Объясняется это просто: современному городу предшествовал более ранний, находившийся относительно недалеко от него. (Такая ситуация встречается по всему миру, например, на Руси Новгороду предшествовала Старая Ладога, а Рязани – Старая Рязань).
Старый Реймс с площадью 170 га был крупнейшим оппидумом (кельтским протогородом) местного племени – ремов, по имени которых и назван современный город. Он был основан между 450 и 200 годами до н.э. в 20 км от «Нового Реймса» и, вероятно, был окружен двумя рвами и концентрическими валами.
К 80 году до н.э. столица ремов была перенесена в оппидум Дурокортер (галл. Durocorter), название которого толкуется по-разному: «круглая крепость», «хутор у воды», «хутор возле башни». Сегодня остатки древнего оппидума и наследовавшего ему галло-римского города Дурокорторум (лат. Durocortorum) находятся под современным Реймсом. Раскопками был обнаружен город площадью 90 га с центром в районе современной Королевской площади и защищенный масштабной фортификацией, состоявшей из рва глубиной 8 метров и вала, по вершине которого, вероятно, шла изгородь.
Ремы - первые кельты на севере Галлии
После завоевания Цезарем кельтских племен в ходе Галльской войны (58-50 годы до н.э.), при Октавиане Августе Дурокорторум стал столицей римской провинции Белгика, или бельгийской Галлии. Он был местопребыванием римского наместника - Legatus Augusti pro praetore provinciae Belgicae и римских легионов, контролировавших регион. Дурокорторум был выбран на роль местной столицы совсем не случайно.
Формально ремы относились к числу белгов – группы кельтских племен, которых римляне встретили на территории современной Бельгии (откуда ее название) и северо-востока современной Франции. Белги имели ряд отличий, которые отдаляли их от остальных галлов (кельтов), зато сближали с германскими племенами. Изначально белги были ближайшими соседями германцев и мигрировали в районы своего расселения, в частности, в современный регион Шампань-Арденн, где и находится Реймс, со среднего течения Рейна и его правого берега. Видимо, их миграция на запад была вызвана давлением как раз со стороны германцев и имела место около 300 года до н.э., то есть в период Латенской культуры.
Здесь надо пояснить, что кельтов и их непосредственных предков обычно отождествляют с двумя археологическими культурами: Ла-Тен (450-25 до н.э., именуется по названию доисторического поселения на территории современной Швейцарии) и Гальштатт (900-400 годы до н.э., именуется по названию доисторического поселения на территории современной Австрии). Причем в случае с Гальштаттом речь идет о западной части этой культуры, тогда как восточная отождествляется с предками иллирийцев – индоевропейских племен, родственных кельтам и италикам.
В отличие от прочих народов Белгики, ремы скорее всего не были в числе мигрантов периода Ла-Тена, а происходили от автохтонного населения. Археологические изыскания доказали культурную преемственность населения в районе Реймса как минимум с периода Гальштатта. Даже этноним ремов, который переводится как «первые», намекает на их древнее местное происхождение. Приход белгов в III веке до н.э., зафиксированный археологами, в частности по изменению формы торквесов (характерных для кельтов шейных гривен) повлек за собой изменение населения к северу от Сены и Луары. Однако ремов это не коснулось: они по-прежнему оставались однородным этносом с собственным самосознанием.
В каком-то смысле историю ремов можно сравнить с судьбой других индоевропейских племен – фатьяновской культуры. Ее носители за многие века до прихода славян осели на территории современной Центральной России и, возможно, являются протобалтами, часть которых впоследствии вошла в состав русского народа.
Этот факт сыграл огромное значение во время завоевания Галлии римлянами. Тогда как белги (условно говоря, кельты Ла-Тена и «родственники» германцев) яростно сопротивлялись интервентам, ремы (условно говоря, кельты Гальштатта и «родственники» иллирийцев) вступили с ними в союз и были верны римлянам в течение всей Галльской войны и во время последовавшей оккупации Галлии.
В 57 году до н.э. эры белги даже напали на оппидум ремов Бибракту (Древний Лан). Войска римлян пришли на помощь союзникам, и белги были обращены в бегство. А в 53 году до н.э. Цезарь созвал concilium Galliae для осуждения антиримского заговора сенонов и карнутов именно в Дурокорторуме как самом надежном для римлян месте в землях белгов.
В награду за лояльность и принимая во внимание приоритет ремов среди белгов, римляне и сделали Дурокорторум столицей Белгики. Больше того, если до римлян ремы были данниками (клиентами, или вассалами) белгов, то с приходом Цезаря ситуация стала обратной: такие племена белгов, как свессионы, секваны и карнуты, стали клиентами ремов.
Сердце города
В 1922 году во время возведения центрального рынка в Реймсе был снесен крытый рынок 1840 года постройки. В ходе этих работ был обнаружен так называемый криптопортик – подземная галерея, которую поддерживали прямоугольные каменные столбы. Часть этой римской постройки находилась под домами, возведенными после разрушений Первой мировой войны, так что от проведения археологических раскопок отказались. Также их не проводили и при работах 1840 года, когда строители тоже натыкались на следы римского сооружения. Только в 1982-83 годах криптопортик был раскопан, отреставрирован и открыт для свободного посещения.
Криптопортик представлял собой подземное помещение в форме буквы U с центральной частью длиной 100 м и двумя боковыми пристройками длиной по 50 м и располагался на месте современной площади Форума в центре Реймса. Это была северная часть римского форума, который имел ширину 65 и длину 250 м. Он был построен около 100 года н.э. и сильно разрушен во время нашествий германских племен в IV веке н.э.
Предположительно в галерею высотой 5,7 м вела монументальная лестница со статуей императора. Криптопортик – современное название археологов, по своей функции галерея являлась продуктовым складом (лат. horreum).
Такие амбары строились по всей Римской империи и нередко совмещали торговую и складскую функций. Фактически они дожили до наших дней в виде торговых центров. К криптопортику примыкали наземные торговые лавки. Таким образом, современная площадь Форума в Реймсе выполняла роль рынка не менее 1800 лет – неплохая преемственность?
Мозаики
Галло-римский Дурокорторум охватывал площадь 500-600 га и имел регулярную планировку с улицами шириной 15 м.
На пике расцвета насчитывал 30-50 тысяч жителей или, возможно, даже до 100 тысяч. Город украсили амфитеатр, стадион, цирк, термы, храмы и шикарные виллы, о чем свидетельствуют найденные археологами великолепные мозаики.
Водоснабжение города
В городе был водопровод, канализация и специальные места для свалок. Подземный акведук длиной около 38 км снабжал город питьевой водой из Сюип.
Перепад высоты между началом и окончанием акведука составлял 20 м с уклоном 0,6 мм на метр акведука, что в очередной раз свидетельствует о высокой точности расчетов римских инженеров. Вода поступала прямо в дома зажиточных горожан, которые уже в то время пользовались кранами, напоминающими современные.
Немного про экономику
Французская провинция Шампань-Арденны, столицей которой является Реймс, традиционно славится своим шампанским, которое обязано этому региону даже самим своим названием. Ремы же практиковали множество различных ремесел и видов торговли.
В частности, они импортировали вина и оливковое масло из Испании и с Ближнего Востока, а также экспортировали собственную керамику. В Дурокорторуме размещались крупные склады одежды, оружия и питания для римских легионов.
Дороги и ворота
В качестве столицы целой римской провинции Реймс стал важным политическим, экономическим, религиозным и военным центром.
Поэтому сеть римских дорог связывала его с другими основными городами провинции и соседних регионов, такими как Лангр, Мец, Трев, Кельн, Бавэ, Булонь, Париж и Санс (разумеется, приведены их современные названия).
Дороги расходились от четырех монументальных ворот, выполненных в виде триумфальных арок. Пути в Трев, Мец и Кёльн шли от ворот Цереса, дороги в Теруан, Бавэ и Булонь – от ворот Марса, в Париж – от ворот Венеры, в Туль и сам Рим – от ворот Вакха (также известны как ворота Базилик). Эти ворота отмечали 4 оконечности двух основных осей города – кардо (север-юг) и декуманус (запад-восток), которые перекрещивались в районе форума, бывшего сердцем города.
До нашего времени уцелели практически полностью только одни ворота - Марсовы (фр. Porte de Mars). Они были построены в III веке н.э. и названы в честь римского бога войны Марса, храм которого находился неподалеку. Возможное объяснение их названия: Марсовы ворота вели в земли непокорных белгов, которых римлянам приходилось не раз утихомиривать силой.
Марсовы ворота представляют собой триумфальную арку из трех пролетов шириной около 32 метров и высотой 13 метров. В средние века входили в состав замка местного архиепископа. Использовались по прямому назначению вплоть до 1544 года. В 1817 году здания, окружавшие их, были снесены, благодаря чему на арку открылся прекрасный вид.
Религия - преемственность даже здесь
Несмотря на мощное воздействие римской культуры на галлов, их романизация была далеко не полной. И здесь проявлялась преемственность. Так, долгое время у галлов сохранялись свои собственные божества, в частности были широко распространены алтари с изображением трехголового (трехликого) бога.
Особый интерес представляет кельтское божество Кернунн (галльск.-лат. Cernunnos). Известно более полусотни его изображений римской эпохи, в основном с северо-востока современной Франции. Характерными чертами его изображений являются поза со скрещенными ногами, оленьи рога, змея и гривна (по всей вероятности, соответствовавшие мужскому и женскому началам).
Имя этого божества соотносят с галльским словом karnon («рог»), латинским cornu, германским *hurnaz, английским horn (все – с тем же значением), от прото-индоевропейской основы *k̑r̥no-. Этот корень также видят в названии галльского племени карнутов, которое имело тесные отношения с ремами.
Исследователь Ф. Вудхёйзен сопоставлял имя и образ Кернунна с лувийским рогатым божеством Kuruntas, возводя их к праиндоевропейской древности. Некоторые ученые убедительно сопоставляют галльского Кернунна с героем ирландского эпоса – молочным братом Кухулина по имени Коналл Кернах.
Он появляется в саге Táin Bó Fraích с распространенным у кельтов сюжетом об угоне скота. По всей видимости, Кернунн действительно был покровителем крупного рогатого скота, очень важного актива в кельтской экономике. Его черты также проявляются в житии одного 12 ирландских апостолов – Святого Киарана.
Некрополи
Увы, от многих древних народов нередко лучше всего до нас доходят их некрополи.
Как было принято у римлян (и не только у них), за воротами Дурокорторума вдоль загородных дорог простирались обширные кладбища с многочисленными каменными надгробиями и стелами. По ним можно узнать многое о бывших жителях города.
Закон, запрещающий хоронить усопших в городе (как по санитарным, так и по религиозным соображениям), был принят римлянами еще в 449 году до н.э. и соблюдался по всей Римской империи.
В Дурокорторуме практиковали как ингумацию (трупоположение), так и кремирование покойных. Причем вплоть до начала III века н.э. усопших преимущественно сжигали с последующим захоронением их праха. Этот обычай практиковали еще кельты и их праиндоевропейские предки, носители культуры полей погребальных урн. Вообще преемственность в погребальных обрядах присуща очень многим народам мира.
Однако в период Поздней империи под воздействием христианских и восточных практик большее распространение получило захоронение тел (ингумация).
Приход христианства и новых завоевателей
Христианство пришло в Дурокорторум еще в 260 году, когда Святой Сикст Реймский основал Реймсский диоцез (был повышен до уровня архдиоцеза в 750 году). Одним из местных влиятельных сторонников христианской религии был Флавий Иовин, главнокомандующий римских войск в Галлии при императоре Валентиниане Первом. В 366 году он одержал несколько побед над вторгшимися в Галлию алеманами, за что получил звание консула.
Вероятно, Иовин был уроженцем Дурокорторума: здесь он жил и умер. Обратившись в христианство, он построил первую в городе церковь святых Агриколы и Виталия, где и была помещена его могила. Монументальный саркофаг Иовина был изготовлен веком ранее в Риме и приобретен им для собственной могилы: по воле консула голова всадника на саркофаге была заменена на его потрет.
Во времена поздней Римской империи вокруг Реймса была возведена оборонительная стена, причем площадь города внутри нее стала существенно меньше (35 га). Два вторжения германских племен — в 357 году и в 366 году — были отражены галло-римлянами до того, как неприятель достиг Реймса. Однако в 406 году вандалы захватили разграбили город. Жители пытались укрыться в христианской церкви, но прямо на ее пороге был обезглавлен местный епископ - Святой Никасий. В 451 году город подвергся нападению и разорению со стороны гуннов.
Но и здесь преемственность сыграла свою крайне важную роль: местные традиции были приняты пришлыми "варварами". В 496 году реймский епископ – Святой Ремигий крестил первого христианского короля германского племени франков – Хлодвига. С тех пор на многие века вперед Реймс стал местом «помазания на царство» десятков французских королей.
(В статье использованы иллюстрации из открытых источников и личные фото автора).
Про знаменитые витражи Реймсского собора
Как франки галло-римлян покорили
Что француз думает про русских?
Неромантический Париж, или Нелицеприятные факты о столице Франции
Почему чехи – не совсем славяне, а скорее кельты?
Как один немец уничтожил крупнейший в Европе клад кельтских золотых монет
Художник, воспевавший женщин и славян
Фатьяновцы - первые "европейцы" в России
Кто жил в Дьяковом городище и Чертовом городке в московском парке Коломенское?
Какие тайны скрывают курганы вятичей в московском парке Царицыно?
Древние малые города Руси - кто в них жил?
Старая Рязань - столица Залесской Руси
Первая столица Руси Старая Ладога - по следам конунга Рюрика
Чертово городище - языческое капище древних балтов
Народ, давший свое имя Венеции, - «родственники» славян?
«Югославский сценарий», или Наследие иллирийцев