Город для пешеходов.
Реконструкция улицы Габдуллина. Перспективы.
Улица Габдуллина располагается в Бостандыкском районе, вблизи от КЦДС Атакент (ВДНХ) и соединяет собой три крупных квартала, дробя их пополам, что положительно сказывается на общей транспортной доступности домов и учреждений в этой части района.
Здравствуйте, Горожане!
Сегодня мы обсудим с Вами улицу Габдуллина, которую решили реконструировать в этом году.
Сегодня мы не будем ударяться в критику "проекта", который недавно был представлен в соцсетях.
Судя по всему, улицу решили строить "по картинкам". И мое мнение об этом не поменяется , до тех пор, пока общественность не увидит чертежи этой улицы.
Я предвижу ответы по типу:
- Ну это же всего лишь картинки!
- Было мало времени!
- Хорошая визуализация стоит дорого!
Я считаю, что все эти фразы из БИНГО не имеют никакой силы, поскольку я не припомню ни общественных слушаний по этой улице, ни каких либо открытых анонсов.
Эти фразы имеют силу только при двух важных обстоятельствах:
- Если к содержанию проекта нет претензий и проект понятен.
- Если проводились общественные слушания.
В принципе - это вся критика, которую я хотел высказать.
Я лишь хочу поставить ударение на том, что нужно проводить общественные слушания по проектам ВСЕХ улиц.
Вернёмся к улице Габдуллина.
Это довольно короткая улица, которая начинается с улицы Байзакова, проходит через Манаса, Ауэзова и заканчивается на Жарокова.
Получается 4 отрезка - так как мы не должны забывать про пересечение с аллеей, ведущей в Ботанический сад.
Улица Габдуллина не самая плохая в городе, но определенно нуждается в заботе.
Давайте нанесем цветом на карту состояние отдельных отрезков улицы и договоримся о понятиях:
- Красный - ужасное состояние.
- Оранжевый - близко к ужасному.
- Жёлтый - приемлемое.
- Зелёный - все хорошо.
Общая карта состояния улицы.
Состояние улицы оказалось довольно неоднородным. Нет ни одного "зелёного участка". Посмотрим на состояние улицы в масштабе района:
Как видите, особенно выделяется фрагмент между Ауэзова и Жарокова. Там нужно произвести наибольшее количество работы. Также там есть ярко выраженная проблема с скоростью движения.
Состояние отдельных отрезков.
Я не с проста пришел к таким выводам относительно состояния отрезков улицы.
Каждый цвет -это среднее значение плюсов и минусов каждого из четырех отрезков улицы. В этой части статьи вы увидите более подробные карты.
Мы пойдем от улицы Байзакова на запад, до улицы Жарокова.
Погнали!
I. Отрезок Байзакова-Аллея школы №10.
Этот отрезок относительно хороший, но все же нуждается в нашей заботе.
- Начнем с пересечения улиц Байзакова и Габдуллина.
Улица начинается с Т-образного перекрестка. Тут практикуется Г-образный переход, и тот выполнен неправильно.
Очень плохо, что переход выполнен косым. Здесь есть достаточно места, чтобы выполнить обычный прямой.
С этим переходом все в порядке.
А с этим переходом есть проблема. Тротуар есть с одной стороны, а с другой нет.
- Что с тротуаром?
Во время нашей прогулки мы будем смотреть на обе стороны. Это начало нашего путешествия.
Здесь все в порядке с тротуаром. Следы от трактора свидетельствуют о том, что тротуар слишком узкий.
- Пройдемся по тротуару.
Встречаются такие вот угловые пространства. Часть из них обустроена жителями. Большая же часть является заброшенной.
Такие палисадники нам будут встречаться еще не раз.
Отдельные квартиры переделаны в коммерцию. Выглядит, в целом, уместно. Однако, нужно привести улицу к "Дизайн-коду".
Так мы попадаем к коммерции, когда выходим из машины. Тут нужен тротуар по краю проезжей части и спуски к тротуарам. Иначе будет разноситься много грязи из зеленой полосы.
Состояние палисадников оставляет желать лучшего, но это должно стать отдельной темой для обсуждения.
- Потенциальное общественное пространство.
Я ни в коем случае не предлагаю сносить деревья при освоении пространства. Однако, нужно проредить заросли и кусты, оставив только деревья .
Также, необходимо обеспечить проход к ближащим дворам. Сейчас это грязевые тропы.
- Потенциальное общественное пространство напротив.
Это пространство обладает точно такими же размерами. Необходимо его вернуть людям, распределив автомобили по дороге.
Не беспокойтесь, есть эффективные методы "дорожной диеты", которые не ущемляют права автомобилистов. Об этом в последующих статьях.
- Пристройки.
- Пересечение со школьной аллеей.
Читайте описание под под этим слайдшоу:
II. Отрезок Аллея - Манаса
Этот отрезок обладает примерно тем же набором плюсов и минусов. Однако, это не означает, что мы будем заниматься обобщениями.
- Продолжаем исследовать пересечение со школьной Аллеей.
Смотрите описание под слайдшоу:
- Прочая коммерция.
- Неэстетичный бетонный забор.
- Потенциальное общественное пространство вместо гаражей.
Здесь есть примерно 45 гаражей. Часть из них выглядят заброшенными. Сами гаражи, исходя из моего опыта, очень часто используются не по назначению. Чаще всего там хранят бытовой хлам.
Посмотрите слайдшоу с описаниями:
- Сколько места занимает этот гараж ?!
Этот гараж вряд рассчитан на автомобилей. На 1800 м2 можно эффективно разместить куда больше автомобилей.
Кроме того, гараж делит двор на две части, не давая возможность разместить общественное пространство и не дает создать эффективное парковочное пространство.
Этого места полностью хватит на размещение всего, что есть в списке:
- Футбольное поле.
- Воллейбольное поле.
- Плошадки для настольного тенниса.
- Воркаут.
- 72-96 парковочных мест (в зависимости от оптимизации).
Если есть кто-нибудь, кто считает иначе - добро пожаловать в комментарии. Устроим дебаты.
- Пересечение с улицей Ауэзова.
Посмотрите слайдшоу с описаниями:
III. Отрезок Манаса-Ауэзова.
Этот участок наиболее интересен с точки зрения создания здесь общественных пространств.
- Начнем с пересечения с Манаса.
И снова слайдшоу с описаниями:
- Состояние тротуаров и палисадников.
Автомобилисты используют любой доступный клочок земли для парковки своих машин.
Палисадников, как таковых, не существует.
Не в первый, и не в последний раз мы видим следы от снегоуборщиков по краям от тротуаров. Невозможно заниматься уборкой тротуаров, когда существуют такие препады с лестницами. Их можно только объехать, и поэтому их нужно убирать и делать перепад более плавным.
Далее, с северной стороны, в центральной части рассмативаемого участка особенных проблем с тротуарами не наблюдалось.
Самое большое и интересное пространство на улице Габдуллина.
Это самое большое и самое ценное пространство на улице Габдуллина. Оно заслуживает отдельную статью.
Покажем немного фотографий с места:
Вся территория, с переменным успехом, заставлена автомобилями.
Имеется довольно широкий разрыв между тротуаром и краем дороги. Это не может не радовать. Здесь можно разместить параллельные парковочные карманы. Этим самым, мы сможем предоставить альтернативное место для автомобилей, которые стоят в скверике.
Отсутствует всякая разметка в месте пересечения проезда с тротуаром. Нужно будет поднять тротуар выше уровня земли и сделать приподнятый переход, чтобы автомобили были вынуждены замедляться перед ним.
О ПРИПОДНЯТЫХ ПЕРЕХОДАХ В СТАТЬЕ ПРО УЛИЦУ ДУЙСЕНОВА
Тротуар выполнен неправильно. Его нужно выполнить выше уровня земли, чтобы не было грязи на покрытии.
Полностью заброшенная часть скверика. Так случилось потому, что заблокирован доступ из дворов с западной стороны.
Единственный переход, ведущий к скверику.
IV. Отрезок Ауэзова - Жарокова.
Этот отрезок примечателен тем, что он полностью непригоден для пешеходов. Здесь возникает довольно много вызовов для проектировщиков. Многие вопросы решаются через снос лишних построек и выпрямление улицы. Иначе нельзя.
Сложная часть улицы:
СМОТРЕТЬ СЛАЙДШОУ ДО КОНЦА:
Подведем промежуточный итог.
Как видите, состояние улицы, действительно крайне неоднородное. Здесь не нашлось ни одного качественного участка - на улице длиной в 1,2 километра.
Мне, как архитектору, очень странно наблюдать 1-2 картинки в социальных сетях, вместо объемной презентации в 15-30 страниц. Именно таким должен быть проект по объему. И это только на эскизной стадии.
С рабочими чертежами - должно быть не менее 3 комплектов чертежей, по каждому из фрагментов.
Как переходить улицу?
После того, что Вы видели, очевидно, что не хватает целой серии пешеходных переходов. Давайте попробуем нанести их на карту. Заранее договоримся о понятиях:
- Красным покажем недостающие переходы.
- Оранжевым покажем переходы, сделанные с грубыми ошибками.
- Зелёным покажем переходы, сделанные без ошибок.
- Ярко фиолетовым покажем переходы, которые нужно будет сделать с нуля.
Карта уличных переходов.
Как видно из схемы переходов, у нас крайне неблагоприятная ситуация с пересечением улицы Габдуллина.
Не учтены основные направления, по которым перемещаются Горожане.
I. Отрезок Байзакова-Аллея школы №10.
В целом, удачный фрагмент. Нужно восстановить разметку где нет и вернуть один переход.
II. Отрезок Аллея школы №10 - Манаса
То же самое. Больше претензий нет.
III. Отрезок Манаса-Ауэзова.
Здесь должно появиться много переходов для создания безопасного пространства.
IV. Отрезок Ауэзова - Жарокова.
Это самый проблемный участок. Здесь невозможно нормально ходить, не говоря уже о пересечении улицы.
Филатов, а что на счёт общественных пространств?
Тут есть целых 4 крупных и 12 малых мест, пригодных для создания общественных пространств.
Не все так просто с потенциальными общественными пространствами. Дело в том, что к части из них нет нормального доступа или на их месте стоят различные постройки.
Для того, чтобы разобраться с ситуацией, нам нужна совмещённая карта, состоящая из всех предыдущих слоев. Каждый фрагмент будем рассматривать по-отдельности.
Давайте договоримся о понятиях, перед тем, как мы посмотрим следующую карту:
- Состояние потенциальных общественных пространств будет показано цветами.
- Красными обводками - общественные пространства
- Пешеходные переходы будут показаны цветными прерывистыми линиями, от красного к зеленому.
- Римскими цифрами будут подписаны основные пространства.
- Рекомендуемые переходы будут показаны ярко-фиолетовым цветом.
Совмещенная карта состояния общественных пространств.
Теперь видна вся картина. Не сложно догадаться, что предстоит большая работа по оптимизации улицы по всей ее длине и во всю ширину от фасада до фасада.
I. Отрезок Байзакова-Аллея школы №10.
Не хватает целого ряда переходов на пересечении с Аллеей школы №10, и не хватает одного перехода на пересечении с улицей Байзакова.
Также, остро не хватает перехода между двумя потенциальными общественными пространствами. Но сначала их нужно освоить.
II. Отрезок Аллея школы №10 - Манаса.
Я уже упоминал про недостающие переходы на пересечении с Аллеей школы №10. Пересечение с улицей Манаса выполнено правильно.
Также не хватает перехода рядом с потенциальным общественным пространством на месте гаражей.
III. Отрезок Манаса-Ауэзова.
Здесь нужно произвести много оптимизаций - напрашивается многофункциональное общественное пространство.
IV. Отрезок Ауэзова - Жарокова.
Улице предстоит получить серьезную "дорожную диету", рецепт к которой ещё предстоит прописать. Но об этом я расскажу в отдельных статьях.
Ниже будет располагаться ссылка на статью о "дорожной диете". Когда статья будет готова, ссылка станет активной.
Также, не лишним будет задуматься о перераспределении парковочных мест, поскольку я предполагаю использование всех свободных и освобождающихся пространств улицы для людей. Машины придется куда-то переместить.
Филатов, а что дальше?
В следующей статье планируется:
Так как мы получили более-менее ясную картину состояния улицы, нам нужно будет конкретизировать информацию в виде ясных и понятных списков и карт.
Начнем с проблематизации.
- Проблемы проезжей части.
- Проблемы транзитных пространств.
- Проблемы потенциальных общественных пространств.
- Проблемы приватности.
Перечислим плюсы улицы.
Это будет простой и понятный список положительных сторон улицы.
Предложим список решений.
Это будет несколько списков решений, по каждому из разделов.
КОНЕЦ СТАТЬИ.
Автор статьи: Филатов Владислав.
12 марта 2020г.