Путь вокруг Кайласа символизирует оборот колеса жизни: путь от рождения через смерть к перерождению.
Прохождение перевала Дролма-Ла - кульминация этого пути. Тот самый рубеж, где происходит смерть старого человека, где остаётся весь негатив старой жизни и его последствия. Где происходит перерождение - к новому, светлому, доброму.
Что я могу сказать по этому поводу?
Когда вы без должной подготовки идёте на перевал высотой 5640 метров, то происходящие в организме процессы вполне тянут на умирание. Кажется, что ещё вот-вот и всё. А когда вы наконец поднимаетесь на этот перевал, там конечно - радость, эйфория и возрождение к жизни. Особенно когда спускаетесь, сбрасывая высоту и её негативные последствия.
Подобные "умирания" знакомы всем, кто когда-то восходил на высокую гору.
Да что там горы, у меня во время забегов на длинные дистанции подобные умирания и возрождения происходят снова и снова.
Так что с физической точки зрения появление подобных легенд вполне объяснимы.
А уж что там происходит с кармой, списываются ли прошлые грехи и даётся ли индульгенция на новые нелепые поступки - тут, знаете ли, дело тёмное и нам неведомое.
Поэтому даже если вы не верите в мифы и легенды, вам чужды кармические идеи и чистка кармы не входит в список ежегодных дел, мне кажется хоть раз надо побывать в этих краях и обойти вокруг Кайласа.
Зачем?
Ну, во-первых, это красиво.
Итак, наступило второе утро нашего треккинга вокруг Кайласа. Утро кульминации и перерождения.
Антон накануне робко спросил:
- А если меня в этой жизни всё устраивает и я не хочу перерождаться?
- Уплочено, - ответили ему.
Поэтому рано утром, ещё затемно, как было велено нашим волшебным гидом, все дисциплинированно проснулись собрались и стояли в коридоре ожидая команды выходить на подвиги.
Готовы были, так сказать, отрекаться от старого мира и отряхивать его прах с ног.
Правда, перед подвигами хотелось хотя бы чаю попить. Но в гестхаусе, где мы ночевали, царили темнота и тишина.
Нашего гида тоже нигде не было видно.
Я пошла искать его, думая что он где-то уже с поваром готовит наш завтрак. Но, увы. Ни повара, ни гида не было.
За пять минут до назначенного времени выхода удалось найти его и разбудить. Он вышел из комнаты, одеваясь на ходу. На вопрос "какого фига?" ответил, что он гид, а не повар, и это вообще не его дело.
Видимо, за ночь концепция поменялась. Потому что накануне он не пошёл с нами в монастырь, сказав, что ему надо помогать повару заниматься ужином.
В общем-то хорошо, что не пошёл. И в это утро хотелось бы чтобы он продолжил в том же ключе.
В конце концов повара тоже нашли. Мы попили чай с бутербродами и пошли.
С самого начала было понятно, что по погоде мы вытащили билет на миллион. Лучшей погоды и пожелать нельзя было.
Абсолютно чистое небо, почти не было ветра. Только до восхода солнца морозец был вполне себе уверенный. Пока двигаешься - нормально.
Дополняла чудесную картину мира полная луна. Она была такая яркая, что фонарики можно было выключить.
С полной луной нам тоже очень повезло. Особенно если учесть, что кора вокруг Кайласа, пройденная в полнолуние, засчитывается за три. То есть раз прошёл - мало того, что старые кармические грехи и огрехи списал, так ещё на две жизни вперёд почистился.
Но самое главное, конечно, Кайлас.
Он предстал пред нами в самом своём празднично-нарядном виде.
Он сиял своими снежными гранями, испещрёнными чёрточками скал, как знаками судьбы на белом листе бумаги.
Сначала в предрассветных фиолетовых сумерках. Но с наступлением рассвета - всё чётче и увереннее вырисовываясь на фоне неба.
Выбрав точку с самым красивым видом, мы решили дождаться того момента, когда первые солнечные лучи окрасят золотом верхушку Кайласа.
Было холодно, солнце всё не шло.
Паломники потянулись по тропе в сторону перевала.
Наш милый гид очень злобно поглядывал в нашу сторону.
В конце концов он сказал, что замёрз и пойдёт вперёд.
Ну и я ненадолго забегу вперёд во всей этой истории. В следующий раз мы увидели его где-то ближе к перевалу. Потом он дождался нас на перевале и даже сделал нам фотографию.
Потом его видели на спуске. Недалеко от того места, где было не очень хорошо спускаться. А он сидел, как обычно болтал с друзьями, помахал им рукой, мол, идите-идите.
Потом мы прошли мимо палатки, где он обедал.
Ближе к гестхаусу, где мы должны были ночевать, он обогнал нас. Просто прошёл мимо, не сказав ни слова.
У гестхауса он снова сидел болтал с друзьями. Тут он уже заметил нас и сказал, чтобы мы шли заселяться.
А вечером разразилась буря. И он, возмущённый нашим поведением, тем что мы ещё что-то хотим от него, начал просто орать. На наши попытки наконец-то высказать ему претензии к его работе, к тому, что за весь день мы видели его 4 раза, он отвечал, что мы сами дураки. Утром он замёрз из-за нас, потом мы медленно шли. А он вообще гид, а не обслуга.
При этом от гида в нём не было ровно ничего. А агрессивные вопли вызывали предположение о его неадекватности.
Мы связались с человеком, который организовывал поездку. Она связалась с компанией, у которой заказывала услуги, и где работал этот гид.
Это возымело небольшой эффект. На следующий день с утра гид был тих и вежлив. И даже шёл рядом с нами.
Впрочем, хватило его ненадолго. Уже к вечеру он снова орал на меня.
Но оставим временно нашего сбежавшего гида. И вернёмся к тому, для чего собственно мы пришли в эти края - к созерцанию и любованию.
Солнце наконец осветило вершину Кайласа. Мы посмотрели на это чудесное зрелище и пошли дальше к перевалу.
Впереди нас ждало ещё много красивых видов. Но конечно такое начало дня было просто подарком судьбы.
Бесконечный подъём на перевал, который скрашивали виды и разнообразные паломники.
Здесь было на что и на кого посмотреть.
И вот осталось совсем немного.
С приближением к перевалу увеличивается количество флажков.
Их становится всё больше и больше.
Пока не начинается какая-то флажковая вакханалия.
На перевал мы выходим через стену флажков.
И вот он перевал и мы на нём. По идее переродившиеся и перезагруженные на новый жизненный виток.
Немного посидели, чаю попили, огляделись и пошли бродить туда-сюда, смотреть красоты.
Вот кто-то временно отложил в сторонку свой комплект для простираний.
Чтобы не стереть ладони и колени в кровь во время бесчисленных распластываний по земле, на них надевают защиту.
У кого есть возможность - вот такую получше.
Многие идут, используя для защиты рук обычные пластиковые тапки.
А вот Ден решил местной молодёжи, предложившей ему сообразить себяшку на троих на их мобильник, преподнести мастер-класс, как надо делать настоящие себяшки и тебяшки.
На самом деле, несмотря на красоты и занятных персонажей, был один очень удручающий момент во всём окружающем пространстве.
Вот посмотрите, ничего глаз не цепляет?
А вот так?
Флажки. Молитвенные флажки. Которые кроме своего прямого назначения в небольших количествах служат украшением. Но в данном случае с ними явно какой-то перебор.
Весь перевал словно замотан в несколько слоёв флажков. Их никто не убирает. Их то засыпает снегом, то они оттаивают. Постепенно теряют свой вид и создают какое-то мусорное ощущение на перевале.
Впрочем, мусора здесь и обычного хватает.
Местные жители почему-то все остатки еды, обёртки, бутылки и прочий хлам кидают здесь же, чуть сбоку от тропы.
А учитывая количество народу, которое ежедневно проходит через перевал, можно представить как там всё замусорено.
И вот это было совсем не понятно. Как?! Это же самое священное место для них. Место просветления, место рождения новой жизни. Или новорожденные про мусор не думают.
И ведь не туристы мусорят, а паломники.
Вот с такими мыслями мы покидаем перевал.
Спуск с перевала также обильно увешан флажками. И хочется уже вырваться из этой пестроты.
Подъём на перевал с нашей стороны был достаточно плавный. Чего нельзя сказать о стороне, куда мы уходим вниз.
Спуск крутой, обрывистый. Сторонников религии бон, которые обходя Кайлас против часовой стрелки, поднимаются здесь, можно только пожалеть.
К тому же, вот это чудесное озеро в окружении скал остаётся у них за спиной.
Немного предупреждающих знаков по ходу спуска.
И вот мы выходим на более менее ровное пространство.
Южная сторона Кайласа совсем не похожа на то, что мы видели накануне на севере.
Здесь совсем другие скалы.
Смотрите, какие очаровательные пирамидки.
После спуска с перевала переход до гестхауса уже совсем не сложный, но очень продолжительный.
Ближе к вечеру мы добредаем до нашего геста, который вплотную примыкает к монастырю Зутрулпук.
Ещё один очень древний и очень важный для буддистов монастырь.
Там есть пещера, где медитировал Миларепа. И камень с отпечатком ноги Будды.
Никто из моих попутчиков не захотел пойти в монастырь. Пришлось мне идти туда в одиночестве. Чему я даже в какой-то мере была рада.
После посещения монастыря накануне я как-то уже совсем не была уверена, что там ещё случится в моей голове, какое очередное просветление накроет меня, и стоит ли это видеть другим людям.
В этом монастыре был симпатично, интересно, душевно. Но не более того.
Немного побродив по нему, я вернулась к нашему жилищу.
А там уже вовсю готовились к празднику. У Кристины был день рождения. Совсем не в том фигуральном смысле, как у всех нас в этот день. А по-настоящему.
Интересно, человек прошедший перевал в свой день рождения - он перерождается в квадрате? А один обход Кайласа ему за сколько засчитывается? А если в полнолуние?
Думаю, что в тот вечер эти вопросы нас интересовали меньше всего.