Каждый раз, когда задумываешь о развитии или расширении бизнеса, то первым делом смотришь не на технологии или площади, а на собственный персонал. Смогут ли они реализовать задуманное или сорвут в самый неподходящий момент?
Применение необходимого персонала способствует достижению тактических и стратегических результатов. Термины кадры, HR, HC - это вовсе не эволюция понятий, это показатель достижимости.
Чем выше уровень человеческих ресурсов, тем большее доверие испытывает менеджмент по отношению к сотрудникам и наоборот. Более высокий уровень позволяет реализовать большее количество разнообразных стратегий.
Матрица соответствия типов сотрудников и их способности к обучению и изменениям представлена на рисунке ниже, где X - усилия которые исходят от сотрудников, при проведении изменений или реализации стратегии.
0. Люмпены. Несмотря на то, что у данных людей устарели знания умения и навыки, а также разрушен потенциал, они незаметно расползаются по организации и не всегда их легко обнаружить. Дело в том, что они до агрессии слепо преданы организации в сочетании с собственной эгоистичностью. Могут маскироваться до пенсии. Основные функции, которые они выполняют в организации: потребление ресурсов и сопротивление любым изменениям, вплоть до саботажа.
1. Кадры. Данный тип сотрудников может занимать до 100% людей в организации, особенно в которых бушует системный кризис. Не адаптивны, не учатся, но преданы организации. Могут выполнять только рутинную работу. Управляются мотиваторами.
2. Персонал. Обычно насчитывают до 70% в организации. Мотивация в основном материальна, несут частичную ответственность за результаты труда. Обучение воспринимают частично, в основном в личных целях. Для них организация - инкубатор. Выполняют рутинную работу с элементами творчества, кругозор ограничен рамками личных целей, слабокомандные игроки. Не желают вкладывать усилия для будущего. Более опасны, чем кадры, т.к. их не сразу можно распознать - как можно заподозрить человека в отсутствии потенциала, когда он жаждет учиться и развиваться?
3. Человеческие ресурсы. Численность таких сотрудников в организации обычно колеблется в пределах 0- 30%. Сотрудники данной группы хотят и готовы меняться, но ограничены в силу разных возможностей. Будут готовы поддержать развитие компании, до потери пульса. Мыслят делом, командой, ценностями организации. Широкий кругозор, выполняют любую посильную работу.
4. Человеческий капитал. К сожалению таких сотрудников всего 0- 10%. Готовы вкладывать усилия в будущее развитие компании, мыслят системными категориями, максимально активны с высокой степенью ответственности. Развивает себя и через себя организацию. Широкий кругозор и различные навыки.
5. Фрактал. Самые крутые сотрудники Вашей организации, если таковые имеются. Они могут изменить себя осознанно и добровольно при необходимости из любого формата в любой другой. Сегодня он Люмпен, а завтра - капитал. Основным отличием от других является то, что при изменении формы само содержимое не меняется, то есть они не испытывают чувств тревоги, спокойно спят по ночам, в общем настоящие профессионалы. Зачем им нужны трансформации? - для того, чтобы лучшим образом выполнить поставленную задачу. Они способны выжидать годами, чтобы добиться своего или целей компании. По сути это супергерои и суперзлодеи мира сотрудников.
Почему так важно не допускать большого присутствия персонала категорий 0-2 в организации? Дело в том, что они представляют четко упорядоченную систему, порядок, а сотрудники уровня 3-5 - хаос. Вспомните примеры гибели развитых цивилизаций, представляющих порядок - на их обломках всегда стояли варвары (хаос).
Хаос всегда сильнее порядка, т.к. является порядком более высшего уровня.
Достаточно ли у Вас беспорядка в организации?