Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения.
(Сир. 2:1–5)
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
(Ин. 8:3–8)
В четверг, 23 августа 2018 года в храме Архангела Михаила в селе Красноармейском Самарской области работала епархиальная комиссия. Я — настоятель храма, благочинный и руководитель епархиального отдела образования и катехизации протоиерей Андрей Федосов — передавал дела новому настоятелю храма иерею Феодору Пиянзину, новому благочинному Красноармейского округа протоиерею Алексию Чичановскому и новому руководителю епархиального отдела образования и катехизации протоиерею Николаю Советкину. Кроме нас, в храме находились еще секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Ворожейкин, епархиальный юрист Бауман Юрий Гунитисович и бухгалтер прихода Инжуваткина Валентина Васильевна.
Приведу здесь диалог, состоявшийся между мной и секретарем епархиального управления.
Я (далее — КП): Теперь чего мне ждать и сколько?
Секретарь: Сначала тебе ждать окончания срока запрета.
КП: А срок мне не указан, сказано — на период суда.
Секретарь: Три месяца сейчас по-новому. Новый указ, я его сейчас посмотрю, если найду, то тебе отдам. Вот, три месяца у тебя срок запрета, уже месяц прошел, осталось два. У меня есть вариант без подписи владыки.
КП: Ну, хоть без подписи. А в чем выражается непослушание?
Секретарь: Это общая формулировка.
КП: Нет, это не общая формулировка. Это пойдет в мое личное дело, я в запрете на три месяца! За какое такое непослушание? В чем оно выразилось?
Секретарь: Ну, не знаю. Все запреты в Самарской епархии даются с такой формулировкой.
КП: Ну, тогда мне нужен указ с подписью. И тогда я стану задавать владыке вопрос: в чем выразилось мое непослушание?
Секретарь: Будет указ с подписью. В природе он есть, у меня просто с собой его нет.
КП: Мне просто интересно, в чем выразилось мое непослушание? В чем? Где я не послушался? Эти материалы пойдут в мое личное дело, мне с этим жить дальше. Ну как так — написали «за непослушание». А в чем оно выражается?
Секретарь: Если в двух словах объяснить, это непослушание выразилось в отсутствии шагов принесения покаянного письма, в котором бы выразил свое сожаление о тематиках, прозвучавших в передачах. В отсутствии шагов к примирению к группе лиц, у которых вызвали неприятие, к Сивиркину…
КП: Так мне же запретили деятельность [в интернете]. Как я могу пойти навстречу…
Секретарь: … и иже с ним. Вот в чем непослушание.
КП: Так что же я должен был сделать? Мне сразу запретили всю деятельность. Я сижу и выполняю все, что мне было сказано. Какие мне шаги предпринять? Мне что, в гости к Сивиркину поехать? Или как?
Секретарь: Наверное, я не знаю. А было бы неплохо.
Вот так я узнал, что, оказывается, я запрещен в служении задним числом за непослушание. И узнал, в чем оно выражается, от секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Ворожейкина. Теперь и вы это знаете.
Я привел здесь этот диалог потому, что в интернете распространена информация о моем непослушании. Я получал много комментариев и писем, в которых выражалось сожаление, что я повел себя не как подобает священнику, нарушил каноны Церкви. Многие пытались меня вразумить и усовестить. Ну а теперь любой может узнать, что за непослушание я проявил, и сделать соответствующие выводы.
Все это было 23 августа 2018 года, во время сдачи мной должностей. До этого было заседание церковного суда, и я уже был запрещен в священнослужении. А еще до суда было и покаяние, и сожаление, и попытка примириться тоже была.
Но давайте отмотаем время назад и начнем разбираться с самого начала и по порядку.
Осенью 2012 года в интернете я вдруг обнаружил любопытный сайт — «Smotri.com». Суть его проста: регистрируешься и ведешь трансляции. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда это было что-то абсолютно необычное. Я мгновенно осознал, что передо мной открываются новые перспективы в деле проповеди. Там можно будет понять подлинное отношение людей к Церкви. Ведь придя в храм, человек не станет открыто говорить на эту тему. Здесь же, пользуясь анонимностью, он не стесняясь выскажет все, что думает. Значит, можно пообщаться с людьми «без галстуков» и понять, с кем ты на самом деле имеешь дело.
Недолго думая, я тут же зарегистрировался и начал трансляцию. И уже потом осознал, что основная масса пользователей сайта занималась просмотром контента с «низкой социальной ответственностью». И тут вдруг — диво дивное — к ним пришел поп! Побросали они свои занятия и отправились открывать мне свое истинное отношение к Церкви. Чат просто взорвался потоком грязи и негатива, и я понял, что попал. Попал туда, куда нужно.
Отбивался как мог, но быстро понял, что имеют значение не мои слова, какими бы они ни были правильными и красивыми, а моя личность. Лично меня либо примут, либо нет, и если примут, то согласятся послушать. На излете первой трансляции я начал получать в чат сообщения примерно такого содержания: «Андрюха, я бы с тобой выпил! Айда в личку, поговорим по душам». Стало понятно, что мной была одержана нравственная победа и дальше будет легче.
В интернете ты голенький и совершенно прозрачный — нет никаких регалий, санов, наград, положения, авторитета. Там ты не скроешь ничего: все увидят, все почувствуют, все раскусят. Если ты как личность неинтересен, то так и будешь ковыряться в междусобойчике с маленькой горсткой таких же, как ты. Все остальные либо закидают тебя грязью и уйдут, либо просто уйдут и забудут о твоем существовании. Мне удалось закрепиться, и началась моя интернет-деятельность. Конечно же, я взял на нее сначала устное благословение у правящего архиерея, епископа Софрония, а затем и письменное.
Нет нужды приводить здесь весь тот негатив, который мне приходилось выслушивать, — пользователям интернета он хорошо известен. Каждый вновь пришедший считал своим долгом бросить камень в мою сторону, или в сторону Церкви, или вообще религии. Это раздражало, утомляло, но, забегая вперед, хочу сказать всем, кто тогда не стеснялся в выражениях, — ребята, спасибо вам! Вы были более правыми, чем мне тогда казалось. Да, вы выражали свои мысли грубо, часто использовали какие-то чужие дешевые клише. Но, по сути, вы были более правыми, нежели я. Мне потребовалось в течение несколько лет работать в интернете и многое пережить, чтобы это понять, но начало было положено вами. Если кто-то из вас сейчас читает эту статью, знайте, что я с любовью вспоминаю наше общение на «Smotri.com» и очень вам благодарен.
Через несколько месяцев во время одной из трансляций я получил свое прозвище — Киберпоп, которое впервые было произнесено то ли в шутку, то ли всерьез, но оно как-то очень органично приклеилось ко мне и стало моим никнеймом. Частенько мне потом высказывали нарекания на этот счет — мол, это как-то неблагочестиво. На это я отвечал — попробуйте проповедовать не перед благочестивыми прихожанами, а среди людей, критически относящихся к Церкви. Посмотрим, какое прозвище дадут вам, если вообще захотят дать. А уж потом я ваше мнение по поводу моего никнейма послушаю. Это не я сам себя так назвал, это меня назвали, и я считаю это имя вполне заслуженным трофеем. К тому же, как подметила аудитория, оно очень четко отражает мою способность соединять что-то старое, традиционное с совершенно новым и современным. Поэтому оно мне нравится.
Понимая, что все, сказанное мной в эфире, может быть использовано против меня, я начал записывать свое общение с аудиторией. А еще через какое-то время зарегистрировал канал на YouTube и начал записи выкладывать туда — так родился проект "Киберпоп ТВ".