Раньше самолеты, летающие на большие расстояния , оборудовались тремя или четырьмя двигателями. Связано это было, в том числе, с возможными отказами двигателей. Если из четырех двигателей один откажет, самолет сможет лететь дальше на трех оставшихся.
Но четыре двигателя — это дорого и неэкономично. Авиация и двигателестроение развивались. Для того, чтобы самолеты летали далеко, стало достаточно двух двигателей. Надежность двигателей тоже возросла. А как же с безопасностью, ведь всякое бывает, в при отказе придется лететь на одном? Мощность двигателей выросла настолько, что в случае отказа одного из двигателей самолет мог продолжать полет на одном.
В 1953 году Федеральное авиационное агентство США ввело «правило 60 минут». По этому правилу двухмоторные самолеты могли летать по таким маршрутам, чтобы из любой точки могли долететь за 60 минут до ближайшего аэродрома. Международная организация гражданской авиации расширила эти требования до 90 минут.
Правила названы ETOPS (Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards / Extended Twin OPerationS — Правила выполнения полётов увеличенной дальности воздушными судами с двумя газотурбинными двигателями). Все современные самолеты сертифицируются по этим правилам. Правила очень важны при выборе маршрута: либо самолет летит напрямую из точки А в точку B, либо делает зигзаги между аэродромами, которые могут его принять.
Позже правила для полета с отказавшим двигателем были распространены и на трех- и четырехдвигательных самолетах. В дальнейшем появились двухдвигательные самолеты, которые могут лететь на одном двигателе 120 минут и более. Например, самолет Boeing 777 сертифицирован по ETOPS 180, то есть может лететь на одном двигателе не менее 180 минут.
Соответственно, возможности по покрытию планеты маршрутной сетью становится все больше. Это важно при полетах над океанами и для спрямления маршрутов, что влияет на расход топлива и время полета.
Boeing 787 Dreamliner был сертифицирован уже по ETOPS 330.
Но самым продвинутся самолетом с этой точки зрения является Airbus A350. Он сертифицирован по ETOPS 370. Только подумайте, более 6 часов этот самолет может лететь на одном двигателе.
Впечатлены? Я — да.
Также читайте другие материалы об авиации:
🛫 Airbus A350: самый новый самолет в парке «Аэрофлота». Разбираемся, что в нем особенного
🛫 Самый большой серийный советский самолет Ан-124 «Руслан» — редкий гость во Внуково
🛫 Первый полет Boeing 777X. Разбираемся, чем уникален этот самолет
🛫 Самый большой в мире пассажирский самолет снова в Москве
Заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.