В приступе освобождения квартиры, наткнулась:«Все бабы – дуры, не потому что бабы, а потому что дуры», – опровергнуть это утверждение предлагалось выпускникам программы ЕМВА института бизнеса и делового администрирования на очередном семинаре курса «Новое в менеджменте». Как ни изощрялась группа в приведении доводов и примеров успешности женщин-руководителей, позицию коллеги, выдвинувшего этот не самый оригинальный тезис, им изменить не удалось.
Из бесед с более чем 20 собственниками и топ-менеджерами российских компаний корреспонденту «Ко» стало ясно, что данная фраза отражает ключевой предрассудок при оценке деловых качеств женщин.
Так начиналась моя статья «Женская доля. Почему в российском бизнесе невозможен матриархат», 2005 г.
Тогда все очень успешные мужчины отказывались публично заявлять о своих реальных взглядах. Но без ссылок на их имя, мне говорили ровно то, о чем я и написала.
Задумалась, а что изменилось за 15 лет?
Разительных перемен в своем опыте не обнаружила. Напротив, недавно обсуждая одну психологическую тему, коллега выдал " Психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность" . Второй свежий случай, который лично для меня фонит гендерным шовинизмом, произошел при обсуждении тонких феноменов в личной практике с практиком-мужчиной. Он заметил по ходу: "для меня просто удивительный факт, что женщина сама по себе, без поддержки мужчины-практика, может достичь таких результатов" Занавес.