Искусство выстраивания отношений - едва ли не самый важный навык для лидера. Он не ограничивается грамотной коммуникацией с окружающими и координацией действий подчиненных. Чтобы создавать связи, людьми нужно интересоваться, знать, о чем они думают, к чему стремятся, что их волнует.
И только так вы научитесь делегировать полномочия, распределять задачи внутри коллектива и объяснять окружающим, чего вы от них ожидаете. Без умения выстраивать межличностные связи внутри рабочей группы, организации в целом, да и вообще - в любой жизненной ситуации невозможно добиться поставленных целей.
В этой категории пять необходимых для эффективного руководителя навыков: стратегия построения отношений, проявление заботы, активное слушание, четкая коммуникация и харизматичное выступление.
СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ
- ИНИЦИИРУЙТЕ ОТНОШЕНИЯ
После того как придете на работу и сядите за стол, запишите имя человека, с которым хотите сегодня познакомиться или укрепить контакт, связавшись по электронной почте, телефону или в мессенджере. Начните общение сами - ПРЕДЛОЖИТЕ ПОМОЩЬ И ПРЕДОСТАВЬТЕ ПОДДЕРЖКУ
Услышав, как кто-то просит совета или помощи, сразу предложите: “Я буду рад помочь. Что лучше всего для вас сделать?” - ИЩИТЕ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ
Связи между людьми выстраиваются на основе общности интересов и целей. Найдите темы, которые могут ваш объединять. Встретившись с человеком, запишите два момента, в которых вы совпадаете. Обязательно упомяните один из них при следующем общении - в разговоре или письме - СОЗДАВАЙТЕ ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Заканчивая обсуждение проекта, укажите преимущества для каждой стороны: “Я рассматриваю это как беспроигрышное решение: вы выигрываете… а я получаю...”
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАБОТЫ
- БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ И УВАЖИТЕЛЬНЫ
При первых признаках раздражения, усталости или накатывающей волны гнева скажите собеседнику: “Спасибо, что сообщили мне об этом. Позвольте мне подумать, мы вернемся к этой теме позже” - ПОДЧЕРКНИТЕ СВОЕ НЕРАВНОДУШИЕ
Услышав, как человек говорит о своей обеспокоенности, дайте понять, что вас это волнует: “Мне очень важно, чтобы мы справились с вашей проблемой. Хочу убедиться, что она будет решена” - ПОКАЖИТЕ ЛЮДЯМ, ЧТО ВЫ ИХ ЦЕНИТЕ
Завершая разговор (или письмо), непременно добавьте: “Хочу, чтобы вы знали: я очень ценю \ благодарен за ваше участие в...” - ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЭМОЦИЯМ
После того как кто-то выразит ту или иную эмоцию (в устном разговоре или в ходе переписки), обязательно быстро отреагируйте, чтобы понять причину: “Вы кажетесь [эмоциональное состояние]. Может быть вы хотите поговорить об этом”
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
- ЗАДАВАЙТЕ ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Тренируйтесь начинать вопросы словами “что”, “как”, “почему” - РЕЗЮМИРУЙТЕ СКАЗАННОЕ СОБЕСЕДНИКОМ
После того как собеседник закончит говорить, убедитесь, что уловили его мысль. Повторите или обобщите, сказанное им: “Правильно ли я понял, что...” - ЗАДАВАЙТЕ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ
Задавая наводящие вопросы, вы практикуете навык активного слушания. После того как человек пожалуется, уточните, какие мысли у него есть относительно причин проблемы: “Как вы предполагаете, с чем это может быть связано?”
ЧЕТКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО РЕЛЕВАНТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Закончив писать электронное письмо, перечитайте его и удалите все необязательные слова. Если можно выбросить не только отдельные слова, но и отдельные фразы, - значит, сделайте и это - ВЫСТРАИВАЙТЕ РЕЧЬ ВОКРУГ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ
Возьмите за правило составлять план документа (письма, выступления, заметки), опирающийся на несколько ключевых пунктов. Перед тем как писать письмо или текст выступления, запишите три основных тезиса, которые хотите донести до аудитории - ОТВЕЧАЙТЕ КРАТКО, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ
Прежде чем писать ответ, задайтесь вопросом: “Что я хочу получить в итоге? В чем моя главная цель?” Запишите это, а затем составьте ответ, основываясь на записанной цели
ХАРИЗМАТИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
- ПОКАЗЫВАЙТЕ СВОЕ ВООДУШЕВЛЕНИЕ
Поздоровавшись с коллегой или знакомым, заведите короткий разговор - расскажите забавную историю, приведите любопытную цитату, поделитесь поразившей вас информацией: “Я недавно прочитал \ услышал \ узнал кое-что интересное...” - СОЗДАЙТЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНУЮ КАРТИНУ БУДУЩЕГО
Закончив обсуждать текущие вопросы, предложите собеседнику представить другое развитие событий: “Вообразите, как все переменится, если мы...” - ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ, МЕТАФОРЫ И ОБРАЗЫ
После того как вы расскажите о своей идее, быстро придумайте, с чем ее можно сравнить: “Это похоже на...”
Материалы по теме:
Еще больше полезной информации на donskih.ru