Намедни послушал интервью Кураева в программе «Ещенепознер», и, кажется, понял причину его дрейфа в сторону либерализма. Одиночество. Оно самое.
Согласитесь, нелегко быть чужим среди своих. Наверное, примерно те же чувства, что и отец Андрей сегодня, испытывал преподобный Максим Грек в XVI веке. Угораздило его приехать в Россию, где он оказался единственным подлинно образованным человеком, интеллектуалом, да притом иноземцем. Его упекли в каталажку по причине, некогда сформулированной Шевчуком: «Нечего… народ баламутить».
Нет, потом канонизировали, конечно. Хотя с образованием у нас в церковной среде все так и осталось очень проблематично. А как почитаешь «Очерки бурсы» Помяловского, так и подумаешь: а откуда ему взяться-то – образованию? Да еще качественному.
Вспомните имена подлинных российских православных философов, не чуждых богословию – сплошь и рядом светские люди: Киреевский, Франк, Тареев, Несмелов, отчасти, и с оговорками – Владимир Соловьев. Отдельно среди них возвышается, без преувеличения, исполинская личность Болотова. Но он все-таки историк, а не философ.
Ну и за рубежом: Владимир Лосский, отцы: Александр Шмеман, Георгий Фроловский, Иоанн Мейндорф, Николай Афанасьев.
Нет, я совсем не хочу сказать, что в нынешней Церкви, помимо Кураева, нет интеллектуалов. Есть. Но их нет в медийном пространстве, и не они, а именно такие как Ткачев формируют некий тренд и отвечают потребностям времени.
Кураев же в церковной среде не востребован. Совсем. Либералам, он, кстати, тоже не интересен как богослов и мыслитель в целом. На той же помянутой передаче, ведущий задавал ему откровенно глупые вопросы – про геев и пр. Но у либералов с интеллектуалами также дефицит (не считать же таковыми Шендеровича. Латынину и Венедиктова со Сванидзе). Вот и цепляются за Кураева.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков