– Извольте, вы меня неправильно понимаете.
– Я и себя-то понимаю как-то не очень верно.
Мы уже знаем некоторые традиционные теоретические концепции «Я», однако при этом следует иметь в виду, что они являются редукционистскими (но это не значит плохими или лишенными смысла), иными словами, они настаивают на преобладании отдельной психофизиологической или социальной доминанты. При этом «Я» как ментальный концепт и продукт непостижимо сложного комплексного творчества обладает на порядок более сложносочиненной структурой. При этом каждую из частей этой структуры полноправно надлежит считать «искаженным я»просто потому, что каждое из них неточно и существует лишь в виде сконструированных априори ошибочных представлений. Реалистичного представления о собственной «самости» не существует ввиду субъективности и ограниченности человеческого восприятия и эмоционально окрашенного характера социальной динамики, а также невозможности транслировать исчерпывающую информацию о себе… даже самому себе.
Итак, с некоторой долей формализма и чудовищного непростительного упрощения можно определить следующие метакомпоненты «Я»:
− Объективное «Я» – кто вы в действительности (включена в список условно, ибо смысла этот компонент никакого не имеет и в пространстве субъективных восприятий и символических интеракций не существует, следовательно, этот компонент возможен лишь теоретически на очень высоком уровне абстракции где-нибудь в мире идей);
− «Я» в своих глазах – как вы себя воспринимаете и что вы о себе думаете;
− «Я» в глазах других – как другие вас видят и воспринимают. Это самая важная часть «Я» ввиду того, что мы являемся частью значимого для нас мира и можем действовать только в нем. Оно имеет разные уровни, основными из которых являются ближний круг и профессиональные контакты;
− «Я» отраженное – ваши собственные суждения о том, как другие вас видят и воспринимают, то есть рефлексия восприятия других. Если предыдущая категория важна для социального успеха, то отраженное «Я» напрямую влияет на ваше интимное душевное состояние;
− «Я» идеальное – целевое, желаемое состояние для себя и для других, причем, для разных и непохожих друг на друга других, представляет собой главный мотивационный фактор развития и персональной динамики, и вместе с тем представляется фактором внутреннего беспокойства и разной степени разочарования;
− «Я» подавляемое – то, что вы не хотите транслировать: слабости, комплексы, недостатки, социально неодобряемые черты и так далее;
− «Я» демонстративное – что мы хотим показать и какое впечатление намереваемся произвести, включает несколько уровней: от поверхностной, будничной, уличной, «телесной» трансляции до глубоких интимных отношений.
К этому следует добавить, что «Я» в высшей степени ситуативно и зависит от колоссального объема факторов. И самым поразительным является то, что все эти компоненты непостижимым образом могут находиться в противоречии друг с другом. Мы можем о себе фантазировать одно, другие в то же время норовят строить свои собственные не менее наивные ментальные конструкты о нас, мы в свою очередь неверно оцениваем их суждения, а демонстрировать желаем вообще тот образ, который даже потенциально нереализуем. Именно поэтому невозможным становится воплощение двух вроде бы базовых установок: интеграции или согласования этих компонентов, потому что мы просто не сможем измерить или сопоставить их друг с другом для постановки знака равенства, и реализация стратегии «будь самим собой», так как непонятно, что это за зверь такой «сам собой» и с каким из вышеперечисленных конструктов он соотносится.