В 1855-56 годах капитан армии США Джордж Б. Макклеллан (1826-85), будущий герой Гражданской войны (1861-65), известный по прозвищам Маленький Мак и Молодой Наполеон, был официальным наблюдателем от США во время Крымской войны.
Он составил подробный доклад о состоянии европейских армий, участвовавших в войне. Его отчет и наблюдения легли в основу Руководства по тактике кавалерии, принятое потом армией США. Далее обычном шрифтом - слова самого Макклеллана, болды и заголовки - мои.
Для чего нужна кавалерия США
Кавалерийская служба в Соединенных Штатах сильно отличается от любой кавалерии Европы, мы не должны слепо следовать какой-либо одной системе, но должны стремиться выбрать из них все самое хорошее и привить нашей собственной системе.
Надлежащая организация нашей конницы должна зависеть от рассмотрения трех вещей: во-первых, характера ее службы против индейцев; ее применение против цивилизованного врага, вторгшегося на нашу территорию; служба в наступательной войне против наших соседей.
Казаки-индейцы
Некоторая идея может быть почерпнута из силы и выносливости казаков, а также казачьих лошадей. Примечательный факт - в экспедиции против Хивы было 3500 регулярных русских войск и 1200 казаков. Из похода вернулась только 1000 регулярных войск, а из казаков все, кроме 60 погибших.
Далее автор перечисляет все преимущества казачьей нерегулярной кавалерии - подвижность, выносливость, дозорная служба и ведение малой войны, сберегающих силы регулярной кавалерии.
Завершая тему (казаков) трудно сразу не вспомнить о племенах наших пограничных индейцев, таких как делавары, кикапу и т. д.. Ведь в них мы располагаем материалом для формирования партизанских отрядов, полностью равных казакам.
В случае серьезной войны на этом континенте их применение в соответствии с правилами и ограничениями, необходимыми для сдерживания их склонности к излишней жестокости, могло бы принести очень важные преимущества в нашей борьбе против враждебных индейцев, отряды этих воинов, под руководством активных и энергичных, профессиональных офицеров и при поддержке регулярных войск, несомненно, будут очень полезны.
Пики
Как мы видим, кавалерийская пика очень распространена на русской службе, очевидно, это их любимое оружие.
Один заслуженный казачий генерал, который ходил в походы на Париж, против персов и турок рассказал мне, что "казак никогда не использует свою саблю, но зависит исключительно от своей пики, и использует карабин только для того, чтобы давать сигналы "
Тем не менее, Африканские стрелки (chasseurs d'Afrique) рассказывали изумительные истории об умении казаков стрелять из мушкета на скаку, а линейные кавказские казаки, почти ежедневно участвующие в рукопашных схватках, отказались от пики и кавказские горцы боятся их больше, чем другие войска.
Против индейцев наших равнин, у которых нет сабель, длинная кавалерийская пика, несомненно, будет эффективным оружием. Однако, думаю, что легкая сабля будет не хуже, хотя она не столь длинна как пика.
Драгуны
Русские драгуны - единственные настоящие драгуны в мире... Их основное назначение прикрытие отступлений, занятие и охрана дальних постов, внезапные нападения на деревни и т. д. Когда они спешиваются, то сражаются как пехота. На троих пеших драгун приходится один конный, который держит лошадей товарищей, верхом остается и один офицер на эскадрон.
При спешивании тактика драгун полностью соответствуют тактике пехоты. Поскольку 9-ый и 10-ый эскадрон, вооруженные пиками, не спешиваются, каждый драгунский полк соответствует пехотному батальон из примерно 800 пехотинцев. Эта идея была тщательно проработана, поэтому русские драгуны хороши, как кавалерия и как пехота.
Вопрос, по крайней мере, заслуживающий рассмотрения, а не будет ли выгодно иметь на службе Соединенных Штатов настоящих драгун из тех наших кавалерийских полков, которые в настоящее время номинально выполняют функции драгун.
Потому что сейчас их используют в той части страны, где индейцы часто посещают равнины, но при преследовании убегают в горы. В то же время стоит рассмотреть преимущества превращения, так называемых кавалерийских полков, в простые полки легкой кавалерии, действующие только на равнинах без возможности сражаться в пеших порядках.
Что еще полезного можно почерпнуть у русской кавалерии
Некоторые из предварительных инструкций по тактике, предписанных для русской и австрийской кавалерии, могут быть введены в армии США с большой пользой. Все, что относится к тяжелой кавалерии, уланам, гусарам и т. д., должно быть опущено....
Я бы принял русское сабельное упражнение за основу. Следите, чтобы сабля была острой в поле, предоставьте людям средства для этого и установите, как правило, что сила кавалерии в «шпорах и саблях»....
Следует установить в качестве фиксированного правила, что кавалерийский отряд любой численности никогда не должен атаковать, не оставляя за собой резерва, и что против цивилизованного противника должна использоваться атака в компактном линейном строю, а не цепь фуражиров.
Русская тактика дает хорошую основу для системы застрельщиков и атаки в качестве фуражиров. Для эффективного использования кавалерийских винтовок и кавалерии, действующей как таковой, должна быть разработана и поддерживаться хорошо разработанная система быстрого спешивания и борьбы с пехотой.
Русская тактика предложит отличные меры для командных сражений, состоящих из полков, имеющих десять или менее рот, а также для движений бригад, дивизий и т. д.
На этом кратко все. Доклад Макклеллана является очень любопытным документом эпохи Крымской войны, который рассматривает армии основных европейских держав того периода. Как гласит англоязычная Википедия, Руководство по тактике кавалерии, принятое перед гражданской войной в США, во многом повторяет выкладки русских уставов и наставлений.
Так ли это на самом деле у меня нет времени и желания выяснять и анализировать, т.к. только лишь краем проходит по основной теме моего канала. Каждый желающий может найти ссылки на военные работы Макклеллана в конце статьи о нем в англоязычной Википедии.
Источник: The armies of Europe:comprising descriptions in detail of the military systems of England, France, Russia, Prussia, Austria, and Sardinia, adapting their advantages to all arms of the United States service: and embodying the report of observations in Europe during the Crimean war, as military commissioner from the United States government, in 1855-56.
By Geo. B. McClellan