Найти тему
Роман Апрелев

Полвека мексиканскому вестерну с Иствудом

Мы говорим “вестерн”, подразумеваем Клинта Иствуда. Мы говорим “Клинт Иствуд”... Хотя старина Клинт уже давно порвал свое лассо и повесил ковбойскую шляпу на гвоздь, а потом снял немало отличных фильмов без лошадей, мы до сих пор смотрим старые ленты с его участием. Там он еще молодой красавец, уверенно держащийся в седле и задумчиво покусывающий сигару. Вообще удивительно, как Запад сошелся с Востоком в лице Иствуда - его фамилия происходит от слова East (Восток), а напоминать, от чего произошло название вестерна я не стану, положившись на вашу эрудицию.

Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"
Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"

Давайте вспомним старенькую картину “Два мула для сестры Сары”. Для многих 1970 год - это еще так недавно, но вообще-то прошло половина столетия. Юбилей!

По первым нотам догадываешься, что музыку к фильму написал сам Эннио Морриконе - лучший композитор мирового кинематографа. Он сплетает в единый мотив какие-то невероятные звуки. Лучшие вестерны немыслимы без его композиций. Он дал жанру еще больше, чем Клинт.

Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"
Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"

Итак, действие происходит в Мексике. Снимали там же. Искатель приключений Хоган спасает монахиню Сару от изнасилования. И тут выясняется, что она не просто “невеста Христова”, а деятель национального движения за освобождение от французов.

Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"
Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"

Режиссер Дон Сигел рассказывает простенькую историю мужчины и женщины, даже особо не вмешивая в их отношения мулов. Поэтому перестрелки здесь вторичны. Фильмы, состоящие только из пиф-паф, уже прочно забыты. А здесь есть на что посмотреть. Тут и оператор не просто наводит камеру на актеров. Вместе с постановщиком они ищут и находят удачные ракурсы. В начале, как это любят в вестернах, нам показали кучу всякой живности, обитающей на пустошах Дикого Запада. Вот перебирает ногами тарантул, а вот в том же кадре на него наступает копыто лошади. Зеленые в обмороке. Не те, которые с батькой Махно, а другие, из “Гринписа”. Сегодня такая сцена не удивила бы. Нам же очевидно, что паук был компьютерный. Как и прерия. Как, возможно, даже конь. Но в том и магия старого кино, что тут все по-настоящему. Не жертвы требуют от актера-тарантула, а полной гибели всерьез. Малюсенький эпизод, а сколько могло уйти попыток на то, чтобы снять, как надо!

Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"
Кадр из "Двух мулов для сестры Сары"

Это типичная дорожная история. Главные персонажи куда-то едут, попадая из одних приключений в другие. Герой Иствуда особо не меняется от начала до конца. А вот Сара припасла еще один сюрприз. Моментами даже задумываешься, уж не пародия ли это. Пожалуй, нет. Но все же некоторые фарсовые черты у вестерна Сигела есть. Он от этого только выигрывает.

Читайте также: Почему у нас не сложилось вестерна