Мы говорим “вестерн”, подразумеваем Клинта Иствуда. Мы говорим “Клинт Иствуд”... Хотя старина Клинт уже давно порвал свое лассо и повесил ковбойскую шляпу на гвоздь, а потом снял немало отличных фильмов без лошадей, мы до сих пор смотрим старые ленты с его участием. Там он еще молодой красавец, уверенно держащийся в седле и задумчиво покусывающий сигару. Вообще удивительно, как Запад сошелся с Востоком в лице Иствуда - его фамилия происходит от слова East (Восток), а напоминать, от чего произошло название вестерна я не стану, положившись на вашу эрудицию.
Давайте вспомним старенькую картину “Два мула для сестры Сары”. Для многих 1970 год - это еще так недавно, но вообще-то прошло половина столетия. Юбилей!
По первым нотам догадываешься, что музыку к фильму написал сам Эннио Морриконе - лучший композитор мирового кинематографа. Он сплетает в единый мотив какие-то невероятные звуки. Лучшие вестерны немыслимы без его композиций. Он дал жанру еще больше, чем Клинт.
Итак, действие происходит в Мексике. Снимали там же. Искатель приключений Хоган спасает монахиню Сару от изнасилования. И тут выясняется, что она не просто “невеста Христова”, а деятель национального движения за освобождение от французов.
Режиссер Дон Сигел рассказывает простенькую историю мужчины и женщины, даже особо не вмешивая в их отношения мулов. Поэтому перестрелки здесь вторичны. Фильмы, состоящие только из пиф-паф, уже прочно забыты. А здесь есть на что посмотреть. Тут и оператор не просто наводит камеру на актеров. Вместе с постановщиком они ищут и находят удачные ракурсы. В начале, как это любят в вестернах, нам показали кучу всякой живности, обитающей на пустошах Дикого Запада. Вот перебирает ногами тарантул, а вот в том же кадре на него наступает копыто лошади. Зеленые в обмороке. Не те, которые с батькой Махно, а другие, из “Гринписа”. Сегодня такая сцена не удивила бы. Нам же очевидно, что паук был компьютерный. Как и прерия. Как, возможно, даже конь. Но в том и магия старого кино, что тут все по-настоящему. Не жертвы требуют от актера-тарантула, а полной гибели всерьез. Малюсенький эпизод, а сколько могло уйти попыток на то, чтобы снять, как надо!
Это типичная дорожная история. Главные персонажи куда-то едут, попадая из одних приключений в другие. Герой Иствуда особо не меняется от начала до конца. А вот Сара припасла еще один сюрприз. Моментами даже задумываешься, уж не пародия ли это. Пожалуй, нет. Но все же некоторые фарсовые черты у вестерна Сигела есть. Он от этого только выигрывает.
Читайте также: Почему у нас не сложилось вестерна