1. Эльдар Рязанов: смешной невезунчик
Снимал себя во многих своих комедиях. И везде он показан весело и немножко курьезно. Его персонажу, как правило, не везет.
Например, в фильме «Гараж» герои на протяжении всего действа решают, кто может остаться в гаражном кооперативе, а кому придется отдать свою «авто-ракушку». В итоге они решают обратиться к старому методу: жребию.
Тянут все, но почему-то у всех выпадают счастливые бумажки, даже у жены Гуськова. И тут вдруг, когда умолкают все звуки, слышится, как кто-то храпит.
Герои походят к большому чучелу бегемота (дело было в музее), а рядом с ним спит, прислонившись к боку этого гиппопотамища, милый толстячок. Проснувшись, он сонными глазами смотрит на остальных. «Тяните бумажку, счастливый вы наш», – говорят ему.
А в «Иронии судьбы…» Рязанов появляется в коротенькой роли пассажира, случайно оказавшегося в соседнем кресле со спящим Женей Лукашиным. Кстати, персонаж Рязанова показан как гуманный (он не бросил пьяненького Женю, а привел его в здание аэропорта), но в ограниченных пределах (дальше он о нем забыл, оставив высыпаться в местном креслице).
Вообще у Рязанова насчитывалось более 20 ролей.
В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» он готовит вкусный торт. В «Старых клячах» исполняет роль судьи. В «Вокзале на двоих» «работает» заместителем начальника вокзала…
2. Федерико Феллини: карнавальные камео
Интеллектуальный режиссер времен итальянского неореализма снялся в нескольких своих фильмах как камео.
Так, в документальном «Дневнике режиссера» он раскрывает кухню киносъемок. Рассказывает, как снимались его «выстрелившие» фильмы и какие у него планы на будущее. В качестве партнеров в фильме выступают любимчики Федерико: Марчелло Мастроянни (которого называют Альтер-Эго Феллини) и Джульетта Мазина (собственно жена этого режиссера).
В кинокартине «Интервью», ставшим предпоследним фильмом великого режиссера, повторяются похожие ходы. Идет рассказ о событиях на съемочной площадке, вскрывается подноготная мира кино.
Да и актеры, сыгравшие в этом фильме, исполняли роли самих себя – от того же Мастроянни до другой любимицы Феллини: Аниты Экберг.
Подсознание, игра, гротеск, карнавальность царят в этих фильмах так же, как в остальных творениях Федерико.
3. Владимир Меньшов: оскароносное камео
Вообще Владимир Меньшов снялся во многих фильмах, но у других режиссеров. А в своих режиссерских работах любил представлять свою жену Веру Алентову, но не себя.
Хотя были и исключения.
В получившей потом «Оскара» картине «Москва слезам не верит» н выступил не только как режиссер, но и как актер. Правда, в титрах он не обозначен. Но вы могли его видеть, если разглядывали друзей Гоши на пикнике, который тот устраивает для Катерины.
Меньшов при этом одет в черный плащ и черную же шляпу и текста не произносит. Поэтому и не запоминается зрителями.
Также он снялся в своем режиссерском дебюте – «Розыгрыше». Там он выступает в роли учителя физкультуры.
Похожая мимолетная роль у него в комедии «Любовь и голуби»: он ведет кадриль на танцах.
Были и другие роли – но все небольшие, как правило, не указанные в титрах.