Тема: Предмет и его определения.
Цели:
1.Науичить строить словосочетания по принципу: существительное + прилагательное.
2. Закреплять полученные навыки.
Оборудование: букварь, ручка, тетрадь.
Ход:
I. Речевая разминка: новые упражнения
1. «Круги».
Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз
2. «Укол зонтиком».
Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.
3. «Массаж». Разминать язык, покусывая его зубами.
II.Работа с чистоговорками:
произносятся медленно
Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – вот нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.
Лу-лу-лу- точил Толя пилу
Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
Ла-ра-ла – вот машина.
Ла-ла-ла – вот юла.
Лу-лу-лу – подарили мне юлу
Ла-ла-ла – кружится юла.
III.Работа со скороговорками:
произносят в 4 темпах
Лезут козы в грозу в лозу,
Лозу козы в грозу грызут.
IV. Развитие речи:
1. Рассматривание картинки в Букваре: стр.12.
2. Повторение:
- Перечислите предметы, которые здесь изображены.
- Скажите, что делает каждый предмет.
3. Работа над новым материалом:
Запишите в столбик названия предметов, которые изображены на картинке:
Собака
Ворона
Кость
Миска
Дорожка
Трава
4. К данным предметам подберите определения. Это слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Например: собака коричневая, кость обглоданная, ворона серая, миска глубокая, дорожка широкая, трава зелёная.
Сначала следует записать те определения, которые придут первыми придут в голову.
5. Подбираем другие определения:
Предметы отличаются друг от друга по цвету, по размеру, по принадлежности, по форме, по величине, по запаху, по материалу изготовления. Они могут отличаться и по другим признакам. Но давайте сначала попробуем подобрать к словам те признаки, которые мы назвали и записать их.
предмет
цвет
размер
форма
материал
принадлежность
собака
коричневая
большая
ворона
серая
маленькая
кость
белая
средняя
продолговатая
миска
красная
глубокая
круглая
металлическая
собачья
дорожка
жёлтая
длинная
песчаная
трава
зелёная
низкая
вытянутая
Из таблицы видно, что не все параметры могут подходить одному предмету. В этом случае выбираются возможные.
6. Совмещаем признак и действие:
Добавив к предмету и действию его признак, получим распространённое предложение. Признаков можно добавлять 2 и даже 3. А вот больше не стоит. Будет перебор. Например:
Бежит большая коричнева собака. Улетает маленькая серая ворона. Стоит красная металлическая миска.
Предложения стали более живыми, близкими к реальной речи. Но это ещё не всё. Нам нужно составить связный рассказ о том, что происходит на картинке. Для этого предметов, действий и признаков мало. Нам нужно добавить обстоятельства и дополнения. Но об этом на следующих занятиях.
V. Домашнее задание:
каждый день записывайте в столбик по 10 предметов и подбирайте к ним признаки по указанным в уроке критериям: цвет, форма, размер, материал, принадлежность, запах. Если у вас появились другие признаки, не стесняйтесь, записывайте и их. Если вам сложно вспомнить нужные слова, в свободное время читайте простые детские книжки, находите признаки там и выписывайте их. Выписав, старайтесь запоминать. Забыли, загляните в тетрадку, вспомните. Проделывайте эту работу и с другими словами: с предметами и действиями. Постепенно ваш словарный запас будет расти.
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e615dc8bb66e44bc5f504a5/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e65fe00dbf48a391f4ca0ee/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.