Найти тему

Вера–исповедь–смирение. Краткие советы Афонских Богоносных старцев.

Старец Иосиф Исихаст подчеркивал, что добродетели приобретаются старанием человека при поддержке благодати Божией. Он использовал следующий пример:

«Земледелец вскапывает землю, пропалывает, сеет и ждет милости Божией. Если Бог не пошлет в надлежащее время дождь и благоприятные ветры, то земледелец теряет награду за труды свои. Так бывает и с нами. Если Господь не пошлет очистительные воды Своей благодати, мы остаемся обнаженными, без плодов, и дела наши становятся пищею демонов, ибо их задушат наши страсти, и мы ничего не пожнем. Не будем забывать, что добродетели «не добре соделанные» становятся злом».

О добродетели старец Паисий говорил, что

«она имеет свойство выдавать человека, где бы он ни скрывался. Даже если он и притворится юродивым ради Христа, она его, хотя бы и позже, но выдаст, и поможет многим душам».

Говорил старец Филофей с о. Парос:

«Настоящее счастье – это не чины и упокоение тела. Настоящее счастье – это добродетель. Те, кто подвизается приобрести добродетели, исполнить заповеди Божии – настоящие счастливцы».

Что такое вера? Старец Иоиль говорил, что это

«неоспариваемый опыт. Потому что Бог – не просто некто существующий, но Он действительно Сущий. Бог имеет бытие более бесспорное, чем в математике единица. Нельзя ни фантазировать, ни пустословить. Мы должны мыслить и логически: не только витать в облаках, но и ходить по земле. Поскольку мы витаем в облаках, а не ходим по земле, нас унесет ветер, и нас, и наши аргументы!»

-2
Вера упраздняет знание, порождающее сомнение во всем, и дает дар духовного знания, которое, согласно старцу Иосифу, не противоречит вере, но летает на ее крыльях и исследует глубины таинств. В частности, великий Исихаст писал своему духовному чаду:

«Испытай, вера ли это в тебе, или в тебе господствует знание. И если возложишь все на Бога, то, вот, ты уже приобрел веру и непременно, без всякого сомнения, Бога обретешь Помощником себе. Когда и десять тысяч раз ты будешь испытан и искусит тебя сатана, дабы ослабить твою веру, ты тысячи раз предпочти смерть и не покоряйся знанию. И так тебе откроется дверь таинств, и ты удивишься, что прежде был связан цепями знания, а теперь паришь на божественных крыльях над землею и вдыхаешь иной воздух – воздух свободы, которого, конечно, лишают себя другие. Но если ты видишь, что в тебе царствует знание и при малейшей опасности ты теряешься и приходишь в отчаяние, знай, что ты еще не имеешь веры, следовательно, и надежды на Бога».

Старец Паисий говорил о таинственном опыте, который следует за глубокой верой:

«Святой подвиг с его великим самоотвержением, который рождается от великой веры и любви к Богу, приносит человеку настоящую радость, и он радуется тому, что живет, потому что сердце его воспаряет, славословя своего Благодетеля Бога, и радуется тому, что умрет, ибо снова пойдет к Богу и там будет продолжать свое славословие».

Старец Анфим, чтобы духовно поддержать своих монахинь и укрепить их ревность в стяжании смирения, говорил:

«Поскольку мы не имеем всеоружия Божия, будем совершать добродетели, постараемся иметь хотя бы смиренномудрие. Так сравняется то немногое, что делаем мы, с великими трудами и подвигами древних монахов. Тогда один безжалостно проливал кровь свою, другого бросили в море, третий много лет изнурял себя подвигом в пустыне, четвертый был изрублен палачами. Все это мы восполним смиренномудрием. Я вам дам несколько практических советов. Внезапно кто-нибудь приходит и что-то тебе говорит. Его слово отзывается в тебе острой болью. Не говори. Пади ничком, дабы победить. Другой ругает тебя, говорит тебе слова, которые сжигают дотла твою душу, ослабляют твою ревность, причиняют тебе острую боль. Молчи и пади ниц, чтобы стрела пролетела над тобою. Бог за это твое смирение даст тебе такую награду, которую Он даровал и тем, кто подвизался великими подвигами и претерпел мучения».

На вопрос о том, почему он не принимает хиротонии во епископа, старец Евсевий ответил:

«Это не трудно. Я бы стал им, если бы хотел. Труднее стать человеком Божиим».

Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.

Другие материалы.

Из личного архива. Игумен Григорий, Афон. Дохиар. Его боялись нечистые епископы, он видел их и обличал при всех.

Костница монастыря.

Почему так много сект и людей в них ?