Старец Иосиф Исихаст подчеркивал, что добродетели приобретаются старанием человека при поддержке благодати Божией. Он использовал следующий пример:
«Земледелец вскапывает землю, пропалывает, сеет и ждет милости Божией. Если Бог не пошлет в надлежащее время дождь и благоприятные ветры, то земледелец теряет награду за труды свои. Так бывает и с нами. Если Господь не пошлет очистительные воды Своей благодати, мы остаемся обнаженными, без плодов, и дела наши становятся пищею демонов, ибо их задушат наши страсти, и мы ничего не пожнем. Не будем забывать, что добродетели «не добре соделанные» становятся злом».
О добродетели старец Паисий говорил, что
«она имеет свойство выдавать человека, где бы он ни скрывался. Даже если он и притворится юродивым ради Христа, она его, хотя бы и позже, но выдаст, и поможет многим душам».
Говорил старец Филофей с о. Парос:
«Настоящее счастье – это не чины и упокоение тела. Настоящее счастье – это добродетель. Те, кто подвизается приобрести добродетели, исполнить заповеди Божии – настоящие счастливцы».
Что такое вера? Старец Иоиль говорил, что это
«неоспариваемый опыт. Потому что Бог – не просто некто существующий, но Он действительно Сущий. Бог имеет бытие более бесспорное, чем в математике единица. Нельзя ни фантазировать, ни пустословить. Мы должны мыслить и логически: не только витать в облаках, но и ходить по земле. Поскольку мы витаем в облаках, а не ходим по земле, нас унесет ветер, и нас, и наши аргументы!»
Вера упраздняет знание, порождающее сомнение во всем, и дает дар духовного знания, которое, согласно старцу Иосифу, не противоречит вере, но летает на ее крыльях и исследует глубины таинств. В частности, великий Исихаст писал своему духовному чаду:
«Испытай, вера ли это в тебе, или в тебе господствует знание. И если возложишь все на Бога, то, вот, ты уже приобрел веру и непременно, без всякого сомнения, Бога обретешь Помощником себе. Когда и десять тысяч раз ты будешь испытан и искусит тебя сатана, дабы ослабить твою веру, ты тысячи раз предпочти смерть и не покоряйся знанию. И так тебе откроется дверь таинств, и ты удивишься, что прежде был связан цепями знания, а теперь паришь на божественных крыльях над землею и вдыхаешь иной воздух – воздух свободы, которого, конечно, лишают себя другие. Но если ты видишь, что в тебе царствует знание и при малейшей опасности ты теряешься и приходишь в отчаяние, знай, что ты еще не имеешь веры, следовательно, и надежды на Бога».
Старец Паисий говорил о таинственном опыте, который следует за глубокой верой:
«Святой подвиг с его великим самоотвержением, который рождается от великой веры и любви к Богу, приносит человеку настоящую радость, и он радуется тому, что живет, потому что сердце его воспаряет, славословя своего Благодетеля Бога, и радуется тому, что умрет, ибо снова пойдет к Богу и там будет продолжать свое славословие».
Старец Анфим, чтобы духовно поддержать своих монахинь и укрепить их ревность в стяжании смирения, говорил:
«Поскольку мы не имеем всеоружия Божия, будем совершать добродетели, постараемся иметь хотя бы смиренномудрие. Так сравняется то немногое, что делаем мы, с великими трудами и подвигами древних монахов. Тогда один безжалостно проливал кровь свою, другого бросили в море, третий много лет изнурял себя подвигом в пустыне, четвертый был изрублен палачами. Все это мы восполним смиренномудрием. Я вам дам несколько практических советов. Внезапно кто-нибудь приходит и что-то тебе говорит. Его слово отзывается в тебе острой болью. Не говори. Пади ничком, дабы победить. Другой ругает тебя, говорит тебе слова, которые сжигают дотла твою душу, ослабляют твою ревность, причиняют тебе острую боль. Молчи и пади ниц, чтобы стрела пролетела над тобою. Бог за это твое смирение даст тебе такую награду, которую Он даровал и тем, кто подвизался великими подвигами и претерпел мучения».
На вопрос о том, почему он не принимает хиротонии во епископа, старец Евсевий ответил:
«Это не трудно. Я бы стал им, если бы хотел. Труднее стать человеком Божиим».
Пожалуйста подписывайтесь тут, что бы дзен показывал это другим.
Почему так много сект и людей в них ?