Лично я очень впечатлен как лихо, всего за пять лет, режиссер Святослав Подгаевский оседлал нехитрую технику хоррор-поделок Джеймса Вана и энергично штампует фильмы ужасов, неожиданно оказавшимися прибыльными даже в нашем, российском, кинопрокате.
Реально, запущены самые настоящие франшизы – «Пиковая дама» уже разжилась сиквелом, «Невеста» и «Русалка» успешно вышли на зарубежные рынки и также не собираются останавливаться на достигнутом. На старте еще несколько проектов (“Приворот» и «Вдова»), которые наверняка пойдут тем же наработанным путем еще более уверенно – смешной бюджет около миллиона долларов, окупаемость в российском прокате и довольно широкая дистрибуция в ограниченном прокате и онлайн-сервисах по всему миру. Фильмы довольно удачно нашли свое узнаваемое лицо в загадочном русском фольклоре, народных суевериях и городских легендах. Как результат – наши хорроры почти стали в каком-то смысле мировым кино-поджанром. Обратит ли внимание на творчество дерзкого новичка Голливуд? Получит ли «Яга» «пуш» на американский ремейк? Премьеру на Хэллоуин? Совершенно точно – нет.
Когда всё это дело начиналось с первого мейнстрим-успеха «Пиковой дамы» – попытка хоть и казалась довольно неуклюжей, но не без удачных проблесков. Антураж мрачных хрущоб, достоверность местных рож и знакомые с детства страшилки – как-то освежали старательное, но неумелое клонирование простеньких азов жанра. Актеры, кстати, не выглядели сильно деревянными, хотя дешевизна бюджета ставила всё на грань самодеятельности. Как проба сил – было вполне любопытно.
Далее всё это дело крепло, набитая рука все более уверенно рулила камерой, фильмы становились более амбициозными, но и сюжетно-логические дыры сюжета и провисоны в динамике стали более заметны. «Невеста» и «Русалка» – это уже не самодеятельность, это вполне себе трешевастые середняки. А данный жанр такими комплиментами не смутишь – всё шло в правильном направлении.
Была видна в первую очередь, системная проблема нашей киноиндустрии, где культура старого кинопроизводства утрачена, а новая слишком ущербна и непрофессиональна. Для такого кино не нужен талант – индустрия должна релизить эти поделки на автомате, как клоны слесарных болванок. Стандартный хронометраж, сценарий – каждый абзац по учебнику. Свет, камера, режиссура по шаблону – забирайте свою хитягу. Заработает чутка денег – мы вам еще десять таких снимем.
Здесь же все делается строго через жопу, начиная с бессвязной, но при этом крайне банальной графомании самовыражающегося сценариста (он же шедевр на века ваяет, а не крепкий конвейерный продукт), заканчивая затянутым мычанием повествования постановки с ненужными самоповторами и просранными удачными моментами.
Но, повторюсь, динамика чувствовалась и всё шло в нужную сторону. Была любопытна кульминация. Что всё это родит в итоге. И первое настоящее разочарование пришло в недавней «Пиковой даме-2». Зрителю выдали качественно вылизанный клон любой из проходных поделок Джеймса Вана, но… лишенный всякой российской идентичности. Все расплылось в такой условно-западный унисекс. Ничего русского не осталось. Амбиции Подгаевского, подстроившись под успех на Netflix, мимикрировали в безликий второсортно-стерильный готик-хоррор.
«Яга» в этом плане выглядит и вовсе жалко. Какой-то гламурный таун-хаус. Какая-то частная школа со скулбасами. Жидкий лесок с усадьбой вместо Избушки. Нет даже попытки показать жуть и величие Яги, этого могущественного мертвеца-каннибала, живущего на границе живого и мертвого миров. Чисто джеймсвановская халтура, типа «Монахини» или «Плачущей», когда дезигнится броский монстр, а история пишется левой ногой – с типичным набором сапспенс-штампов и вымученной кульминацией. А что вы, собственно, в таком случае экспортируете? Кому? Людям, которые думают, что Баба Яга – это Киану Ривз в «Джоне Уике»? Которые даже не понимают, что Баба Яга и Али Баба – это две совершенно разные женщины? Ну и что они поймут из этой вашей херни про чучело, сделанное из клубочка красной пряжи? Да я позавчера на улице видел более жуткий хоррор, когда дикие русские люди, громко хохоча, захуярили из огнемета Масленницу, а дети при этом хлопали в ладоши.
Категорически отказываюсь сраться на такой халтурной экранизации культового русского Монстра. В знак протеста в конце «Яги» лично я демонстративно уснул.
http://gvozdislov.ru/