Найти в Дзене
Евгения Широкова

У кого что болит, тот о том и говорит

Прежде, чем приступать к чтению в этот раз, я категорически советую вам устроиться поудобнее (возможны дискомфорт и странные чувства в теле, учащенное сердцебиение и ощущения, что глаз чешется изнутри, а колено выворачивается наружу. Ах да, еще может першить в горле и казаться, что жилы перекручиваются прямо внутри туловища), ведь сегодня мы поговорим о зажимах и психосоматике. На самом деле, психосоматика по нескольким причинам является одной из моих любимых областей психологии. С одной стороны, я прошла и продолжаю через это проходить сама, с другой — работаю с этим на своих арт-терапевтических занятиях, с третьей — это очень удобная для меня область, поскольку именно психосоматика и телесность в большей мере позволяют мне считывать людей и определять, на что следует обратить внимание и что человека тревожит. Открою небольшой секрет: когда клиент приходит ко мне на консультацию, то его вербальные сигналы я делю на два, а невербальные — умножаю на 10. Уже когда человек просто заходи

Прежде, чем приступать к чтению в этот раз, я категорически советую вам устроиться поудобнее (возможны дискомфорт и странные чувства в теле, учащенное сердцебиение и ощущения, что глаз чешется изнутри, а колено выворачивается наружу. Ах да, еще может першить в горле и казаться, что жилы перекручиваются прямо внутри туловища), ведь сегодня мы поговорим о зажимах и психосоматике.

На самом деле, психосоматика по нескольким причинам является одной из моих любимых областей психологии. С одной стороны, я прошла и продолжаю через это проходить сама, с другой — работаю с этим на своих арт-терапевтических занятиях, с третьей — это очень удобная для меня область, поскольку именно психосоматика и телесность в большей мере позволяют мне считывать людей и определять, на что следует обратить внимание и что человека тревожит. Открою небольшой секрет: когда клиент приходит ко мне на консультацию, то его вербальные сигналы я делю на два, а невербальные — умножаю на 10. Уже когда человек просто заходит в помещение, где мы работаем, или приветствует меня по видеосвязи, я на 75% знаю, о чем будет наш разговор и чем закончится наша консультация, ведь часто мы не можем подобрать слова или недоговариваем, но наше тело всегда выдает только правду.

Пока мы еще не углубились в тему психосоматики, давайте сразу договоримся, что есть некоторые исключения из правил, которые не будут входить в рассмотрение. Данными исключениями являются люди с шизоидностью, синдромом Аспергера и метеозависимые. Объясню почему: первые две категории имеют проблемы с передачей и интерпретацией эмоций, поэтому в их случае ситуация будет носить более обособленный характер. Метеозависимые же люди и их эмоции зависят помимо стрессовых факторов еще и от лунных и природных циклов, поэтому также требуют более индивидуального подхода. Психосоматика же представляет из себя невыраженные эмоции и тревоги, перенесенные на физиологию, как бы убранные в нее.

Собственно психосоматика изучается в контексте психосоматической медицины, которая рассматривает связи между психологическими состояниями и соматическими расстройствами. Делятся же психосоматические явления на реакции и расстройства. Первые из них являются кратковременными, возникая в напряженных жизненных ситуациях, и обычно проявляются как сильное сердцебиение, потеря аппетита. Расстройства же сопровождают человека даже по выходу из стрессового эпизода и проявляются более тяжелыми формами, такими как

1. Конверсионный симптом представляет из себя символическое выражение невротического конфликта. Включает в себя истерические параличи, психогенную слепоту либо глухота, рвоту, болевые ощущения. Все они являются первичными психическими феноменами без тканевого участия организма, т.е. патологических нарушений в тканях и функциях органов обнаружить нельзя.

2. Функциональный психосоматический синдром проявляет себя как вегетативные неврозы или неврозы органов и представляет комплекс симптомов, который является неспецифическим следствием физиологического сопровождения эмоций. Чаще всего сопровождает неврозы. Есть нарушения в функциях органов. Если разбирать связь с психическими причинами, то в данном случае примерами будут являться: ком в горле =внутреннее беспокойство; парестезии (рот, язык, конечности) = снижение сосредоточенности, истощаемость; затруднение дыхания = депрессивные проявления; ощущения в области сердца = симптомы страха; отрыжка = нарушения сна.

3. Органические психосоматические заболевания (психосоматозы) – это первичная телесная реакция на конфликтные переживания. Само заболевание. Нарушения функций и патология тканей. “Чикагская семерка”: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и 12 п.к., бронхиальная астма, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит, гипертиреоидный синдром.

4. Психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения. Склонность к травмам и др. виды саморазрушающего поведения: алкоголизм, табакокурение, наркомания и переедание с ожирением и др.

В стрессовой ситуации эмоции «являются как бы приказом к всеобщей мобилизации, вызывающим состояние готовности к борьбе или бегству» (У. Кэннон). Канадский исследователь Ганс Селье , работающий с общим или адаптационным синдромом, выделил три стадии работы данного синдрома: реакция тревоги, стадия резистентности и стадия истощения. Его исследования опирались на ту закономерность, что в том случае, когда животное подвергается различным по характеру воздействиям, возникает стереотипная реакция, не зависящая от специфики повреждающего агента. Сам процесс а этом случае протекает так:

Реакция тревоги, называемая иногда стадией мобилизации, характеризуется покраснением кожных покровов, обильным выделением слюны, увеличением размеров надпочечников, уменьшением массы тела, усилением процессов распада в тканях.

В ходе длительного воздействия повреждающего агента наступает вторая стадия - стадия резистентности (или адаптации). Она проявляется увеличением размеров надпочечников и щитовидной железы, усилением в тканях процессов синтеза с восстановлением нормальных размеров тела.

Если повреждающее действие было не очень сильным, то со временем все изменения исчезали и организм возвращался к норме. В противном случае наступала третья стадия - стадия истощения, с полной утратой резистентности, развитием заболевания или гибелью.

Важным явлением в психосоматике является не только наличие эпизодических стрессовых факторов, но и потеря объекта. Это тот вид стресса, который вызван отсутствием ключевой фигуры (смерть или разрыв с близким человеком), потерей работы, профессии и т.д.

В этом случае значимость переживания события как потери играет более важную роль, чем степень ее реальности.

Выделяется угроза потери, воображаемая потеря, действительная потеря. Все они в одинаковой степени могут активизировать заболевание, поскольку психосоматические больные склонны использовать «ключевую фигуру» в виде средства, жизненно необходимого для успешной адаптации. Когда же подобная фигура теряется, то для них теряется и часть самого себя, что вызывает такие сверхсильные чувства, как тоска, безнадежность, беспомощность, которые увеличивают уязвимость организма, а, следовательно, и риск возникновения симптомов болезни.

Для психосоматических больных характерна так называемая АЛЕКСИТИМИЯ, то есть невозможность выражения своих чувств, представляющая из себя неспособность к переработке эмоций и эмоциональное напряжение, трансформирующееся в патофизиологические реакции. Основными симптомами алекситимии являются:

1.Трудность в определении (идентификации) и описании собственных чувств.

2.Трудность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями.

3.Бедность фантазии.

4.Фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях (внешнеориентированное мышление).

Лица, у которых наблюдается алекситимия, редко плачут, также редко видят сновидения. Они либо очень сильно зависят от окружающих, либо, напротив, стараются окружить себя полным одиночеством. Решающими факторами являются либо нейрофизиологическая природа алекситимии, либо семейная среда, в условиях которой выражать свои чувства запрещается, либо просто непринято. Также существует вторичная форма алекситимии, к которой чаще всего склонны больные, подвергшиеся диализу, перенесшие трансплантацию органов, а также те, кто оказывался в критических состояниях в отделениях интенсивной терапии.

Помимо алекситимии, при психосоматических расстройствах будут часто наблюдаться следующие явления:

- Защитная функция болезни (болезнь будет «отпугивать» людей при нежелании объекта идти на контакт или впускать кого-либо на свою территорию, в свое личное пространство)

- Функция привлечения внимания (объект остро нуждается во внимании, но не знает, каким образом его привлечь, либо не имеет к этому прямой возможности, в следствии чего эту роль берет на себя болезнь).

- Эффект внушения. В данном случае имеется в виду внушение другим человеком. Распространенными примерами будут являться кожные заболевания и набор лишнего веса, когда с детства ребенку прививается чувство несовершенства.

- «Элементы органической речи». Болезнь может быть физическим воплощением фразы. В этом случае болезнь может рассматриваться, как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Примерами будут фразы по типу «у меня на него аллергия», «ты постоянно ставишь меня на колени», «тащу все на своей спине», «сидишь на шее», «паришь мозг» и т.п.

- Идентификация (попытка быть похожим на кого-то, где человек выбирает себе идеал и пытается быть похожим на него). Однако, постоянно имитируя кого-то, человек подсознательно отстраняется от собственного тела. Живя все время в другой «ауре», он в конце концов начинает от этого страдать. Наиболее частым и ярким примером будет подражание родителям, когда ребенок пытается не только перенимать какие-либо привычки матери или отца, но и двигаться по их жизненному сценарию, не работая не над осознанностью, не над преодолением психологической инерции, не над собственным «я» и самоактуализацией. Данные сценарные нарушения поддаются психологической коррекции.

- Самонаказание. Является одним из результатов пассивной аутоагрессии и проявляется в случаях , когда за совершенный поступок человек бессознательно пытается наказать себя. Часто это результат того, что человек поступает не так, как его воспитывали, это способствует возникновению чувства вины, а вина, в свою очередь, ищет наказания. Также может являться результатом завышенных требований к себе и общего перфекционизма. Нередко является последствием депрессии и может проявляться в виде такого заболевания, как фибромиалгия.

- Болезненный, травматический опыт прошлого – самый серьезный, самый глубокий источник. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, вытесненные, забытые, но активно влияющие на поведение и здоровье человека из бессознательной части личности. Иногда они не забываются, постоянно держатся в памяти и периодически всплывают. Помимо травм, как таковых, сюда же можно включить и «недоласканность» ребенка и недостаточный как вербальный, так и физический контакт с родителем. Рецидивы патологического процесса развиваются у этих людей по механизму «оживления следов» даже при многолетней, практически полной ремиссии и полном отсутствии какой-либо связи с проявленной в виде болезни симптоматикой.

Какую же помощь возможно оказать самому себе в случае подозрения или выявления психосоматических симптомов?

Первое, что ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо сделать, это начать работу над эмоциональным интеллектом. Не стоит забывать, что помимо того, что эмоциональный интеллект представляет из себя инструмент для распознания эмоций, понимания намерений, мотивации и желаний окружающих людей, он является так же и способностью анализировать и управлять своими собственными чувствами и эмоциями. В жизни многих людей с детства нарушаются личные границы, даются ложные установки, вызванные отрицательным опытом и травмами людей, от которых они исходят, а также с детства внушаются те факты, что «я» — последняя буква в алфавите, необходимо «ставить себя на место другого», «быть умнее» и т.д., в итоге это порождает проблемы с идентификацией собственных чувств, правом на эмоции и их интерпретацию. Поскольку человек не умеет анализировать и распознавать собственные эмоции, он не может трансформировать их, направлять в нужное русло, в следствии чего просто бессознательно подавляет в себе и уводит на физиологический план. Я намеренно не упоминаю здесь семейное воспитание, поскольку считаю, что постоянный поиск корня проблем в родительском доме снижает ответственность, бдительность и приводит к усилению обиды на родителей и обстоятельства, что и без того присутствует у большинства. Если перед человеком данная задача представляется слишком сложной для самостоятельного труда, следует обратиться к психологу. В данном случае возможно устранение симптомов без медикаментозного вмешательства, в достаточно короткие сроки и без их возвращения.

В случае, если помимо нарушений в сфере эмоционального интеллекта имеется ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), необходимо не только развивать навыки эмоционального интеллекта, но и с помощью психолога найти безопасный метод для выхода эмоций и научить человека работать с ним под присмотром специалиста, поскольку в данном случае (особенно это касается лиц, прошедших военные действия или работающих в сфере чрезвычайных ситуаций) в первое время возможны аффективные эпизоды. Это вызвано очень большим скоплением эмоций и чувств, вызывающих когнитивные расстройства.

Также важным моментом для работы с психосоматическими болезнями является обстановка, в которой находится человек. Если даже при работе с психологом он изо дня в день продолжает встречаться с травмирующими его факторами, событиями, людьми, то эффективность терапии значительно снижается, а в некоторых случаях возможны даже явные ухудшения ситуации и усиление симптоматики. Важно не только проработать ситуацию с невысказанными чувствами и эмоциями, но и поработать с источниками, которые их вызывают, со своим окружением, семьей, возможно, с трудовым коллективом — то есть, той областью, которая является стрессогенным фактором, влияющим на сопровождающие болезнь симптомы.

Следующее, на что стоит обратить внимание — практика расслабления. Особенно это касается людей с мышечными зажимами, гипертиреозом, ощущением «кома в горле», проблемами с дыханием, ревматоидными заболеваниями. Необходимо выполнять упражнения на «принудительное» расслабление, особенно после выявления триггерных ситуаций, обостряющих симптоматику болезни. Также занятия с психологом в данном случае научат замечать эти ситуации и выбрать наиболее правильные упражнения, укрепят в человеке чувство безопасности и понятости.

В целом, психосоматические заболевания являются, если так можно выразиться, достаточно «удобным» для коррекции явлением, поскольку представляют из себя одну из наиболее просто диагностируемых областей в психологии.