Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Создатель советских спорткаров.

Оглавление
Конструктор спортивных автомобилей "Звезда" Александр Иванович Пельтцер. Источник: https://www.zr.ru/_ah/img/NpNZLtFsE2hPyp8nXFMpxA
Конструктор спортивных автомобилей "Звезда" Александр Иванович Пельтцер. Источник: https://www.zr.ru/_ah/img/NpNZLtFsE2hPyp8nXFMpxA

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Начало созданию спортивных автомобилей в СССР было положено до войны. В послевоенные годы этому направлению было уделено значительное государственное значение, способствующее развитию автомобильного спорта внутри страны и выходу на мировую арену. Об одном из первых создателей спортивных автомобилей в Советском Союзе — А.И. Пельтцере, читайте ниже.

Как А.И. Пельтцер стал строить спортивные автомобили?

Александра Ивановича всегда привлекали новые проекты, требующие вдумчивых, неординарных решений, связанных с преодолением сопутствующих им трудностей. Он активно интересовался различными устройствами, автомобильными двигателями, газогенераторами, компоновкой новых компактных и спортивных автомобилей. В конце 30-х годов с его участием был создан автомобиль модели ПДП (первые буквы фамилий конструкторов Пельтцер, Долматовский, Попов) с приводом на передние колёса.

С 46-го года Александр Иванович занимается конструированием и строительством гоночных автомобилей. Сначала в Главмотовелопроме, где он был начальником бюро, пятью годами позднее в НАМИ. В это время главным делом соратников Пельтцера было создание гоночных автомобилей малого класса. Они оснащались двухтактными моторами объёмом от 250 до 500 см3 и получили название «Звезда».

"Звезда-1" Рисунок художника-иллюстратора А.Н. Захарова из исторической серии журнала "За рулём". Источник: https://www.liveinternet.ru/users/ugolieok/post415331635/
"Звезда-1" Рисунок художника-иллюстратора А.Н. Захарова из исторической серии журнала "За рулём". Источник: https://www.liveinternet.ru/users/ugolieok/post415331635/

Пельтцер был разносторонне одарённым человеком. Он прекрасно играл на гитаре с известными солистами ансамбля «Ромэн», исполнял произведения Баха в паре с великолепным гитаристом того времени — Ивановым-Крамским. В числе его приятелей был В.С. Высоцкий. Совместно с Ю.А. Гагариным он возглавлял сообщество картингистов СССР и являлся вдохновителем и организатором гонок картингов.

Любимым автомобилем Александра Ивановича был ГАЗ-М20, мотор которого был форсирован почти до 200 л.с., что позволяло ему двигаться со скоростью значительно превышающей 100 км/час и выполнять каскадёрские трюки, приводя в смятение инспекторов ГАИ. Пельтцер был отважным и мужественным человеком. Став инвалидом, не способным ходить, он не прекращал создавать новые конструкции гоночных автомобилей. В начале 60-х годов он участвовал в разработке советских роторных моторов, некоторые его технические решения были запатентованы.

Какой была первая «Звезда»?

Автомобиль «Звезда» проектировали полгода, на постройку ушло три. Он оснащался мотором немецкой фирмы DKW (модель UL 350) с поршневым нагнетателем. Двигатель с четырёхступенчатой КПП располагался за задним мостом поперёк автомобиля. Пара цилиндров имела общую камеру сгорания, управление впуском смеси осуществлял один цилиндр, а выпуском отработавших газов — второй.

Кинематика движения поршней позволяла наполнять цилиндры горючей смесью под давлением, получая мощность 30,5 л.с. при 5,5 тыс. об/мин. Охлаждение мотора осуществлялось за счёт большого количества воды (25 л) без радиатора. Крутящий момент на главную передачу производства Мерседес передавался цепью.

Схема двигателя Арнольда Цоллера, воплощённый в металле DKW на модели UL 350 и применённый на "Звезда-1". Источник: http://www.otoxemay.vn/uploads/125UID1435420816/files/medium/DKW_SS_250_SS_350_090.jpg.2196250.jpg
Схема двигателя Арнольда Цоллера, воплощённый в металле DKW на модели UL 350 и применённый на "Звезда-1". Источник: http://www.otoxemay.vn/uploads/125UID1435420816/files/medium/DKW_SS_250_SS_350_090.jpg.2196250.jpg

Кузов, впервые в мире, был выполнен в виде сплюснутой капли с гладким днищем и нишами для колёс, которые сверху закрывались обтекателями. Каркас кузова выполнили из стальных (хромансиль) овальных профилей, обшивку — из алюминиевых панелей.

Спереди применили подвеску от «Москвич-400», сзади — поперечную рессору. Москвичёвскими были рулевое управление, тормоза и ступицы колёс. Шины были изготовлены на прессформах, знаменитого «Красного треугольника» (Ленинград), для мотоциклетных колёс с последующей токарной обработкой протектора. Это позволило уменьшить вес колеса и обеспечить прочность при скорости 160 км/час. Автомобиль получился компактным, обтекаемым (Сх=0,138), но имел завышенный вес.

А.И. Пельтцер за рулём "Звезда-1" со снятым обтекателем. Источник: https://www.zr.ru/content/news/377951-hronika_zvezda_peltcera/#
А.И. Пельтцер за рулём "Звезда-1" со снятым обтекателем. Источник: https://www.zr.ru/content/news/377951-hronika_zvezda_peltcera/#

Технические характеристики «Звёзды-1» представлены ниже. Применённые новшества, позволили автомобилю достигать скорости соизмеримой с показанной довоенными образцами, снабжёнными моторами мощностью 70 л.с. Полученные результаты говорили об удачно выбранной конструкции, которую следовало совершенствовать, в дальнейшем, для получения ещё более впечатляющих результатов.

Технические характеристики «Звезда-1».

-5

О совершенствовании «Звезды» читайте в следующей публикации.

Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь, чтобы сделать канал лучше.

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.