Впервые этот текст был опубликован в журнале "Лилит" в 2016 году:
Начало ЗДЕСЬ
Юрочка
Роды были тяжелыми, ребенка тащили щипцами, на свет он появился с кривой спинкой, горбатенький. Елена приняла его на руки, обливаясь слезами. Назвала Юрочкой. И тут же за большие деньги и по большому блату, через родню, купила у знаменитого врача Боткина справку о том, что бесплодна с рождения, и всем написала, что усыновила незаконнорожденного сына подруги от Николая Мейендорфа. Доброе имя надо блюсти! И отправилась с младенцем в Тифлис, где жил ее муж. Опять пробовала наладить с ним отношения, хоть мужа от вида чужого младенца и перекашивало.
Через год к ней явился неугомонный Агарди и уговорил отправиться с ним и с ребенком в Италию и вообще – по Европе. Елена согласилась. Муж плюнул на все это безобразие и навсегда уехал к брату в Полтаву. Больше они с Еленой не встречались. А она жила с Агарди.
В 1867 году, на пути в Киев, малыш скончался. Рядом с нею был только верный Агарди. Елена писала друзьям: «В Киеве свершилась самая большая трагедия в моей жизни». Смерть ребенка навсегда отвернула Елену от Бога. Спустя много лет она осознанно вычеркнет его из своего религиозного учения. Очень по-женски – раз он допускает столько зла, она обойдется сама, без него!
После смерти сына Елена почувствовала себя абсолютно свободной от всего и всех. И вновь отправилась в путь. Она принимала участие в восстании Гарибальди. Жила в Египте и спала в саркофаге – оттачивала свою способность слышать голоса из иных миров. Всюду проводила мистические сеансы. Жила три года на Тибете, посетила несколько закрытых для европейцев ламаистских монастырей, изучила тексты, которые потом положит в основу книги «Голоса безмолвия».
В 1871 умер от брюшного тифа Агарди. Потом скончался отец. Она на год вернулась в Одессу. Открыла фабрику чернил. Разорилась. Уехала в Южную Америку, путешествовала по Мексике. И везде изучала народные верования и религиозные культы, порой неведомые европейцам. То, что начиналось как капризы странно воспитанной своевольной барышни, приобрело структуру и превратилось в глубочайший философский поиск.
Не знаешь чем заняться – создай свою религию
В 1873 году 42-летняя Елена прибыла в Нью-Йорк. К этому времени она превратилась в толстую, вечно растрепанную тетку с мрачным, тяжелым взором и удивительной властью над людьми. Когда она говорила, люди были готовы идти за ней на край света, как ребята в детстве. Мужчины падали к ее ногам. И просили поднять и научить чему-то светлому.
В США она попробовала было устроиться «как нормальная» – жила в пансионе, изготавливала в мастерской искусственные цветы. Получила наследство от отца, купила птицеферму, но куры быстро сдохли от чумки. И Елена окончательно убедилась в том, что путь «нормальных людей» не по ней.
Она решила создать учение, объединяющее магию с наукой и дающее ключ к познанию всех великих тайн мироздания. Ей требовался для ее цели магический авторитет. И она отправилась на ферму к братьям Эдди, местным медиумам, чтобы продемонстрировать свой талант.
Братья Эдди называли себя спиритами и проводили сеансы для постояльцев. К ним приехал полковник Генри Стил Олкотт, герой Гражданской войны, увлекавшийся мистикой. Он должен был разобраться, можно ли доверять медиумам. И вдруг вместо банального столоверчения, исполняемого деревенщиной в сюртуках, увидел потрясающую русскую даму, пышную, рыжую, лохматую, в развевающемся оранжевом платье, с низким голосом богини Изиды. Книги прилетали к ней в руки сквозь стены, она читала мысли гостей и находила спрятанные предметы, а под конец сеанса материализовала целую группу народа, в том числе родню кого-то из потрясенных зрителей, толпу русских мужиков и грузинских джигитов, причем один из них даже лезгинку станцевал.
И он сразу предложил Елене – нет, не руки и сердца, а помощь в ее работе.
Без него, преданного спутника и соратника, никакой теософии не возникло бы. Если мужчина нуждается в музе-вдохновительнице, то женщине нужен для творчества муз-стимулятор и ограничитель. Над нею должен стоять надсмотрщик с палкой и приговаривать: «Туда – нельзя и сюда – нельзя, пиши тут, не отлынивай! Проясни сложное! Убери лишнее!» И в то же время от него требуется истовая вера в ее гениальность.
Олкотт оказался для Елены даром богов. Во-первых, он, офицер в отставке, был ей близок душевно, она выросла среди военных и обожала все военное. Во-вторых, он, как знаток оккультизма, с восторгом воспринял ее рассказ о том, как ей диктует послания ее невидимый Учитель из Индии, и стал ее первым учеником. В-третьих, он обладал практичным и ясным умом, дело у него следовало за словом, и он реализовал все то, что она придумывала.
Сказано – сделано!
Елена поведала Олкотту о том, что ее учителя, бессмертные махатмы, надиктовывают ей книгу. И поделилась своей мечтой: создать общество, которое будет изучать духовное наследие Индии и Тибета, необыкновенные способности людей и истоки всех религий, которые, как она считала, находятся на Востоке. Олкотт оставил жену и троих детей и пошел работать музом Блаватской.
В 1875 году в Нью-Йорке они создали первое теософское общество, и народ хлынул в него нескончаемым потоком. Его филиалы появились во многих городах Европы. В 1877 году Блаватская издала объемистый труд под названием «Разоблаченная Изида» с критикой учения Дарвина и своей теорией развития человечества. Тысячный тираж был распродан за неделю. Это было нечто большее, чем успех. Это было признание и мировая слава.
Окончание ЗДЕСЬ
Галина Панц-Зайцева