Фильм «Любовь и голуби» я впервые посмотрел еще мальчишкой, и мне он показался невыносимо скучным и затянутым. Позже состоялась наша новая встреча – и я был очарован незамысловатой житейской историей, простым деревенским юмором и жизненностью картины.
Деревенский быт, изображенный в лирической комедии, знаком многим из нас. Почти каждый ребенок уезжал на лето в деревню, и обстановка сельского дома не вызывает удивления. Но совсем другое дело квартира «разлучницы». Ее интерьер совершенно не типичен для большинства квартир той эпохи.
Помню, как мама с подругой обсуждали устройство маленькой гардеробной в квартире Раисы Захаровны. Даже еще раз в кино сходили, чтобы посмотреть и запомнить.
Раиса Захаровна - служащая в конторе, увлекается мистикой, эзотерикой, НЛО и другими необычными явлениями. Людмиле Гурченко, исполнявшей эту роль, было тогда 49 лет. Изящная, изысканная, нарядная – ее Раиса Захаровна смотрится чужой на общем фоне советских людей. И оформление ее квартиры еще больше подчеркивает эту «чужеродность».
Кухня нестандартна для 80-х годов прошлого столетия (фильм снят в 1984). Наличие окошка из кухни в зал, гарнитур «под дерево» (обычно в те времена он был исключительно белого цвета), импортный кафель с яркими цветными вставками-гербами - все это свидетельствует о неординарной личности героини, ее стремлении жить лучше и «красивее», чем большинство окружающих ее людей.
Жаль, что не удалось как следует рассмотреть пол. В те годы его обычно застилали линолеумом, что было недорого и практично. «Достать» красивый линолеум тоже было непросто.
Недоумение вызывает кактус, стоящий на рабочем столе. Очевидно, он призван подчеркнуть оригинальность хозяйки дома. Но мне при взгляде на это нелепое растение стало жаль Раису Захаровну.
Бабушка моя называла таких женщин «много амбиций без амуниций». Фактически главная героиня фильма любыми путями стремится придать себе значимость, пытается выглядеть необычно и экстравагантно. А если разобраться, то по сути она одинокая чудаковатая дама средних лет. Недаром с ней ни один муж не ужился.
Гостиная, она же спальня, также оформлена с попытками на оригинальность.
Деревянные стулья-табуреты изысканной формы очень хороши. Не знаю, удобно ли сидеть на таких, но выглядит здорово. И крутящийся столик – тоже интересное, но мало практичное решение. Все-таки во время еды хочется, чтобы столешница оставалась на месте.
Удивила разномастная корпусная мебель. Темно-коричневая застекленная стенка с сервизами и хрусталем, почти черный стеллаж с телевизором и полка над диваном из светлого дерева – все это создает ощущение дискомфорта, тесноты и не уюта, несмотря на интересные детали.
Две сабли (шашки?), крест-накрест повешенные на шелковом покрывале с бахромой, фарфоровые статуэтки на стеллаже, старый с виду подсвечник (почему-то с красными свечами) – все эти вещи безусловно хороши. Но тут же диссонансом – деревянная настоящая прялка и еще один кактус на обеденном столике.
Картины, украшающие комнату, подобраны странно. Здесь и эзотерические сюжеты, и небольшие, видимо, сувенирные картинки, привезенные из поездок по городам Советского Союза.
А на деревянной полке видим целую «мешанину» из различных репродукций, вставленных в рамки.
Заинтересовал меня прибор, стоящий на стеллаже между статуэтками. Он очень похож на барометр, который до сих пор имеется и у меня в доме.
Помню, как дед постукивал пальцем по стеклу и важно говорил: "Барометр падает!". А я не мог понять – почему и куда он падает, если устойчиво стоит на своем месте.
Радиоприемник, стоящий в изголовье – качественная и дорогая вещь. По-моему, это рижская «Спидола», одна из поздних моделей.
Вот обои хороши. И те, что в прихожей - сложного красно-коричневого цвета, и те, что в гостиной, серебристо-серые. Интересны светильники: в прихожей это лампа-бра с абажуром, в гостиной - парные белые ночники классической формы.
Конечно, попытки героини создать интерьер, отличающийся от стандартного, заслуживают уважения.
Действие фильма разворачивается в годы, когда благодаря товарному дефициту люди находили нестандартные решения для украшения своего дома.
Например, моя бабушка хотела напольную вазу, а в продаже их не было. Отец взял высокую узкую коробку из картона, нанес на нее узор из замазки, которая осталась от ремонта, кондитерским шприцем. А когда подсохло, покрасил бежевой краской из баллончика.
То, что краска предназначалась для кожаных изделий, никого не смутило. Зато в зале стала красоваться шикарная напольная ваза, которая вызывала восхищение всех наших гостей.