Когда я работала в реабилитационном центре для зависимых подростков, перед нами (сотрудниками) стояло много разных творческих задач. Например, придумать и реализовать какую-нибудь систему поощрений-наказаний. Поскольку реабилитация зависимых – это в том числе и воспитательный процесс. Задача непростая. Основной ресурс сотрудников – творческий потенциал. Без ложной скромности скажу, мы придумали много интересно. А потом было не менее увлекательно наблюдать, как с этим обходились подростки.
Идея была такая. За какое-то поведение, которое нам казалось ценным (проявление инициативы, продуктивной активности, помощь другому, сочувствие и т.д.) ребята получали какое-то количество балов. Они могли эти балы обменять на какое-то вознаграждение по своему выбору (у каждой награды была своя «цена»). Выбирать было из чего: прогулка за территорией в парке, поход в кино, «костюмированный» день, чаепитие и застольная беседа, театральный грим по спец заказу и т.д. При этом большинство подростков первым делом выбирали «Грамоту».
«Грамота» же представляла собой листок бумаги с напечатанным коротким текстом: «Вручается такому-то за…» и далее следовало перечисление трех его качеств, которые нам казались заслуживающими уважения. Например: дружелюбие, упрямство, чувство юмора, смелость, прямота, готовность отстаивать свою точку зрения, отзывчивость, независимость и так далее. Каждый раз, подготавливая «Грамоту», мы честно «скрипели мозгами» чтобы сформулировать максимально точно именно для этого человека. Чтобы это было искренне, чтобы это было про него, и чтобы это было конкретно.
Но меня, честно говоря, удивила тогда популярность такой награды. Напомню, это были подростки, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, некоторые с судимостью, с опытом бродяжничества и так далее. Те, кого принято называть «неблагополучные». Чтобы заработать балы и получить возможность выбирать, надо было постараться. Не так, чтобы очень сильно, но все же.
А взамен они получали …. просто слова?!
Или другой пример. И другой контекст. Ко мне зачастую обращаются семейные пары. Причины, истории, отношения - разные. И для значительного количества таких обращений бывает достаточно одной консультации (гораздо чаще, чем в индивидуальной работе). Конечно, речь не идет о том, что все проблемы решаются за одну встречу. Я даже думаю, что ни одна проблема, по сути, на этой встрече не решается. Но если все складывается удачно (есть готовность участников, мотивация и открытость), на этой единственной встрече можно создать условия, в которых они вполне смогут дальше справиться со своими проблемами.
Условия незамысловатые: говорить самому и слушать другого. Говорить о себе, о том, что важно, почему это важно, о своих чувствах, желаниях, опасениях. Говорить о другом, о том, чем он важен и ценен, чего хотелось бы от него и с какими его проявлениями трудно обходиться. Слушать другого, что происходит с ним, что он чувствует, хочет, боится, уточнять, чтобы понять даже тогда, когда с этим трудно согласиться. Слушать о себе, о том, что ценно, и что раздражает, обижает, задевает. Слушать себя. И опять говорить и слушать. И таким образом понимать. Себя и друг друга.
Это просто слова.
И это ценность.
Сборщикова К.И. - психолог, гештальт-терапевт.