Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. Хранительница музея

Вы видели сосуды ручной работы, созданные из овечьих мошонок и коровьего вымени? Я подобные экспонаты видела впервые...

Краеведческий музей села Кулада мы посещали дважды. Зимой 2015 года в Куладу мы заехали после осмотра петроглифов Сетерлю, но тогда мы довольствовались осмотром удивительных тюркских каменных изваяний музейной усадьбы. В сентябре 2017 года мы целенаправленно выдвинулись в Куладу, намереваясь пообщаться с хранительницей музея, осмотреть все экспонаты, задать вопросы и получить на них ответы.

Стоял ясный и теплый сентябрьский день. Алтай уже начал принаряживаться в желто- багряные цвета и их оттенки. От Чемала до Семинского перевала в пейзажах преобладал желтый цвет, а за перевалом горы, особенно их южные склоны, были окрашены в красные тона. Свернув с Чуйского тракта в Каракольскую долину, мы были очарованы осенним рисунком гор, образующих ее левый борт. Благодаря полуденному освещению, краснеющей листве кустарников, и неровностям склонов, они – склоны приобрели невероятно красивую, в основном полосчатую, текстуру.

-2

Сама Каракольская долина была залита светом и теплом. Ощущение уюта нас не покидало все время пребывания в долине. Припорошенная сентябрьским снегом, гора Уч-Энмек главенствовала над долиной, формируя гармоничный фон.

Въехав в село Кулада, мы созвонились с Мариной Михайловной Тохтоновой и договорились о встрече. Через час мы уже под стихотворное вступление хозяйки, входили в ворота усадьбы сельского музея.

Первая часть экскурсии, а мы напросились на ее «полный вариант», прошла в стилизованном под алтайскую старину аиле, где Марина Михайловна начала свой рассказ.

«Очаг у нас треножный, так как мы очень почитаем цифру 3. Ножки очага расставлены всегда особым образом: одна – напротив входа (дальняя), две другие от входа по обе стороны – на женской и мужской сторонах аила (соблюдая пропорции). Символизм размещения ножек очага заключается в том, что «жилище алтайца всегда открыто для гостей». Все наши обряды проходят с использованием огня, очага. Огонь – это символ матери – От Эне. Столб, находящийся напротив входа за очагом является мужским символом – Чакы (коновязь для духов лошадей). Пространство между очагом и коновязью считается священным, там никому нельзя проходить. Супружеская кровать для молодых пар устанавливается напротив входной двери, за очагом и коновязью - в самом «чистом месте» жилища. Когда пара выходит из детородного возраста – кровать передвигается….»

-3

Далее, Марина Михайловна много рассказывала об убранстве аила, показывая различные экспонаты, в том числе и сосуды ручной работы, созданные из овечьих мошонок и коровьего вымени. Она вела свое повествование, хотя часто буквально говорила стихами, об элементах знакового символизма в национальной алтайской одежде, показывая их образцы.

«Каким народ мой мудрым был.
Умел природу он ценить и понимать.
Он обувь с носиком, поднятым вверх носил,
Чтоб ненароком не поранить Землю-Мать».

«Традиционная алтайская шапка шьется из 12 лисьих лапок. Шапка символизирует огонь. На верхних частях шапок, примерно на уровне родничка, выделяется округлая по форме нашивка, в центре которой крепятся кисточки – корни рода носителя шапки по матери и отцу…» Все образцы одежды и обуви, предметы быта - говорит Марина Михайловна - «живые» - их носили селяне.

Мы долго сидели в музейном аиле, слушая рассказ Марины Михайловны. Затем, экскурсия продолжилась в основном музейном здании, построенном еще на заре формирования Куладинской коммуны и, соответственно, села Кулада (1926-1928 гг.). Оно является, по словам, Марины Михайловны, первым зданием села, в нем были обустроены коммунарские ясли. В музее хранятся удивительные черно-белые снимки воспитанников этих яслей. Мы прошли в первую, правую от входа, комнату, где разместились экспонаты археологической коллекции музея. Прямо напротив входа, в стилизованной прямоугольной оградке, красовалось каменное изваяние тюркской эпохи. Лицо каменного воина-богатыря, как и полагается, ориентировано на восток. Черты лица, складывающиеся из бровей, глаз, носа, рта, усов, были хорошо проработаны древним мастером. Показана фигура: голова, плечи, туловище.

-4

Марина Михайловна с грустью сказала, что Кезер-таш «просится на свет», но пока воссоздать историческую справедливость, поместив каменного воина в его историческое лоно, она не может. Экспонатов в этой небольшой комнате музея было много. Наше внимание привлекли: и фрагмент челюсти с зубами мамонта, привезенный с предгорной части Алтая; и коллекция камней с причудливыми рисунками на них; и фаллические каменные символы, ушедшей в истою эпохи. Один из причудливо созданных камней называют «змеем» – Алтын Топчы. Этот камень, похожий на голову змеи, по мнению старожилов, приносит удачу.

Следующий зал музея был поделен на сектора, в зависимости от тематики представленных экспонатов. Здесь Марина Михайловна рассказывала нам и о коммуне «Красная Кулада», и об участниках Великой отечественной Войны, судьбы которых вписаны в общую летопись села, и о творческих людях сельского поселения Каракольской долины. Село Кулада среди сел Каракольской долины слывет как «творческая деревня». Здесь родились пять членов Союза Писателей России: Дергелей Маскин, Бронтой Бедюров, Шатра Шатинов, Павел Кедечинов, Качкынак Багыров. На стенде представлена тетрадь, исписанная красивым почерком - это рукописи дяди Марина Михайловны - Бадаева Крута Киченовича. После его смерти, родственники нашли более 20 таких тетрадей, где представлены стихи и пьесы. Марина Михайловна рассказывает, что и дети в селе талантливые, например, в школе училась девочка – Охрашева Байару, разговаривающая стихами, сегодня она студентка педагогического колледжа в Горно-Алтайске и стипендиатка премии Главы Республики Алтай. Марина Михайловна долго говорила о Нине Унуковой – авторе романа «Аячи – улыбка бога», где герои романа – жители села Кулада. Особое внимание экскурсовод уделила рассказу о бесценном труде Н. Унуковой, посвященном участникам войны, тружениками тыла, их судьбам и подвигам.

Много теплых слов Марина Михайловна сказала и о селянах, и о главе Куладинского сельского поселения - Паянтиновой Валентине Казакпаевне, которая всегда «душой стоит за свои села» и их местных жителей. Валентина Казакпаевна является инициатором создания краеведческого музея.

-5

Экспонаты третьей комнаты музея рассказывают о крестьянском быте прошлых веков. Их мы не только увидели, потрогали руками (учебники и книги на алтайском языке), но и прослушали на радиоле фрагмент музыкального произведения на алтайском языке. Ярославу Марина Михайловна подарила пилотку, сделанную из газеты. Вообще, Марина Михайловна, сделала все возможное, чтобы шестилетний ребенок был сопричастен к происходящему на экскурсии. Помимо подаренной пилотки, ему разрешили поиграть на топшуре, почти пострелять из ружья начала прошлого века, потрогать зуб мамонта, и даже ему, как гостю, помазали пеплом из очага кончик носа!

Выйдя из музея, мы сели в машину и отправились в автомобильную поездку по Каракольской долине, где первая остановка случилась у въезда в село Кулада, где мы разглядывали созданные в разные годы Куладинским уроженцем (ныне проживающим в селе Купчегень) резчиком по дереву - Станиславом Урчимаевым, скульптуры. Самая первая деревянная скульптура отражает собирательный образ «женщины-матери», которая ждет своих сыновей с войны. Взгляд алтайской женщины направлен на дорогу, вьющуюся тонкой лентой по Каракольской долине. В 2016 году, к девяностолетнему юбилею села здесь же появились и другие скульптурные композиции. Среди них – юноша, который, собираясь на войну, просит благословения у Каракольской святыни – горы Уч-Энмек, именно туда и обращен его взор. Следующая композиция, что справа от дороги, посвящена легендарной синей волчице и богатырю Шуну. Слева воздвигнута деревянная колонна, созданная автором в память о Куладинской коммуне и первых коммунарах.

-6

Очередная остановка у нас была на всемирно-известном Башадарском археологическом комплексе, где Марина Михайловна заметно расширила наши знания о нем. Загадочную каменную выкладку, что расположена почти полукругом к западу от Башадарских курганов, она назвала «Башадарским полумесяцем». Как оказалось, это не хаотично установленные каменные стелы, а своеобразное каменное сооружение, предположительно тюркской эпохи, состоящее из каменных колец, которых насчитывают 103, а в каждом кольце в среднем по 6-8 каменных стел. Энергетика этого урочища изменчива, в плане влияния на человека. Марина Михайловна поясняла, что до заката здесь благотворная обстановка, а если посещать эту местность после захода солнца за борт Каракольской долины, то человек может испытывать болезненные ощущения. Примечателен и небольшой Межелик, который имеет пологий северный склон и скальный – южный. Именно в этих многочисленных, разного размера скальных нишах южного склона, еще совсем недавно можно было найти знаменитое алтайское мумие. Пуповиной Каракольской долины считается гора Текпенек, она, особенно с противоположной Башадарскому комплексу стороны, напоминает лежащего дракона. У подножия этой горы установлена ступа знаменитому Боору. Здесь, рассказывая про Башадарские объекты долины Каракола, Марина Михайловна, прочла нам авторские стихи, своей искренностью, и любовью к малой родине, «трогающие за душу».

-7

«Священная долина Каракола

С трехглавою короной Уч-Энмек.

Здесь к тайным знаниям проложена дорога.

Здесь мудрость постигает человек.

Свидетели божественного дара,

Сошедшего когда-то на Алтай,

Стоят в безмолвии курганы Башадара.

За ними - Уч-Энмек – космический портал.

Солнцеголовый люд из плиток Каракола

Сквозь глубину веков на зрителей глядит.

Ломает голову над ними археолог,

Понять бы древнего художника язык…

По всей долине – множество рисунков

На камнях высечены, их не перечесть.

Великий Гуркин гладил их руками,

Пытаясь, тайный смысл из них прочесть.

Гора с смешным названьем – Текпенек,

Драконом каменным стоит среди долины.

Не смеет близко подойти к ней человек -

Здесь центр Земли Родной, долины пуповина.

В Соору стоят рядами воины-балбалы.

Кто ставил их, когда и для кого?

Ответа мы, друзья, найдем едва ли.

Увы, не разговорчив каменный народ.

Особая энергия долины

Паломников влекла к себе всегда.

И дух долины в облике орлином

Встречает путника в своих вратах!»

-8

Далее мы направились вниз по Каракольской долине. Везде, куда не кинешь взгляд – культурно-исторические объекты: курганы, каменные стелы, легендарные горы, наскальные писаницы.

Мы остановились на въезде в село Боочи. Боочи с алтайского языка – перевал. Действительно то, что село расположено в центре 5 перевалов. Среди сел Каракольской долины село слывет, как «трудовое». В селе лучшая, среди Онгудайских, школа, где учатся ребятишки с разных сельских поселений района. В Боочи созданы: хороший школьный спортивный зал, отдельный «борцовский зал», чем жители особенно гордятся. В 2000 году, в знак 400-летия села Боочи, у въезда, установлена современная каменная стела, под которой «лежит» капсула с письмами, своеобразными посланиями потомкам, которые писали все жители села. В тот год в селе родился мальчик, нареченный Мергеном. Именно он должен будет сюда привести народ села в 2050 году для вскрытия капсулы.

Далее мы проехали наскальные рисунки святилища древних охотников - Сетерлю, где на скале начертано 153 рисунка и остановились у писаницы Бичикту-боома, что располагается на западной окраине одноименного села. Здесь, Марина Михайловна показала знаменитые петроглифы, доселе нам неизвестные. Жаль, что дорожная пыль стирает их с каменных плит, да и найти их самостоятельно практически невозможно. Так, за разговором, мы подъехали к исходу Каракольской долины, где еще долго разговаривали у кварцевого монолита. Напоследок, все мы, положив руки на белый камень, загадали желание.

-9

Солнце уже давно зашло за горы, но холоднее совсем не стало, так как наши души согревало человеческое тепло, переданное нам, Мариной Михайловной – хранительницей Куладинского музея, человеком творческим, одаренным, добродушным и очень счастливым.

-10

Мы попрощались, но не простились, так как в Каракольскую долину приедем еще не раз, чего и вам желаем.

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора