Я не люблю трехбалльную систему оценок, где пятерка - знает все безупречно, четверка - знает все нормально и тройка - что-то знает. Двойка и тем более единица - не оценки, а знак тревоги. И на самом деле двойка от единицы ничем не отличается.
Я за то, чтобы каждый балл в оценке что-то значит. Поэтому наши "контрольные работы", которые школьники пишут один раз в месяц, оцениваются по 70-100 балльной шкале. И если между 81 и 85 баллами разница целых четыре балла, то в школьном эквиваленте оба человека получили бы одну и ту же четверку. А если ученик слабый? И сентябрьскую контрольную он пишет на 25 балллов, октябрьскую на 38, ноябрьскую на 54, а декабрьскую на 62 (вырос больше чем в два раза за 4 месяца), то в школьном эквиваленте это было бы 2,2,3,3. И не внушало бы никакой надежды на светлое будущее.
Я не люблю, когда людей сравнивают. И когда выделяют лучшего, тоже не люблю. Это неполезно ни тому, кто стал лучшим, ни тому, кто хотел им стать, но его обогнали. Особенно в возрасте до 14ти лет.
Отсутствие конкуренции рождает взаимопомощь. Я понял, я помогу понять товарищу. Я не понял - я попрошу помощи. Никого не надо обгонять. Каждый развивается в своем темпе.
Я не люблю будничные оценки. Как "трехбалльные", так и стобалльные. Оценка нивелирует процесс. Получается, что человек учится не для того, чтобы узнать что-то новое, не для того, чтобы измениться, улучшить себя, свои умения и навыки. А просто для оценки. Мы пришли не за пятеркой, мы пришли научиться. И научился я или нет -я, на самом деле, понимаю без оценки. Если, конечно, этой оценки никогда до этого не было в моей жизни. Все диктанты и мини-контрольные у наших школьников строго проверяются. И у них исправляются все ошибки.
Даже очень кривые буквы. И они видят - вот он, диктант, вот они, мои три/пять/двадцатьпять/ноль ошибок. Какой оценкой это выразить? Вчера было пять ошибок, сегодня два. Завтра ошибок нет, учитель нарисует сердечко. Сердечко не значит абсолютно ничего, оно ни на что не влияет. Но радует. Впрочем, отсутствие сердечка не огорчает. Потому что всегда есть шанс получить его завтра. Или через месяц. И отсутствие сердечек не значит, что теперь "за четверть не будет пятерки". Это значит лишь одно - сегодня я написал контрольную/диктант с ошибкой. И это не смертельно, потолок не упадет. Это немного грустно и говорит о том, что мне надо больше стараться, потому что у Кати уже третье сердечко, а у меня еще ни одного. Сравниваем себя с другими? Получается, что да. Но это сравнение настолько не окончательно, что не понижает самооценку ребенка.
Домашняя работа у нас - с четырех лет - показатель усердия. И уже к шести годам дети видят причинно -следственную связь - делаешь "домашку" регулярно - учиться проще. При этом она, эта самая домашка, никогда не носит характер обязательной. Сделал - молодец, вот тебе некий знак внимания - наклейка на листок/закрашенная звездочка на листе успехов, не сделал - ничего. Но можешь сделать в следующий раз. Спустя 4-5 занятий у кого-то две звездочки, а у кого-то 12. Не сравнивать? А никто и не сравнивает. Никто не ставит в пример и не призывает подражать. Но я же все вижу, и, если меня это волнует, стремлюсь исправить положение.
Ключевое слово "если меня это волнует/если я хочу, чтобы было иначе". И снова нет никакой безысходности типа "три двойки - в четверти не будет четверки". Всегда можно наверстать. Так же, как и взрослый человек, если ему не хватает денег всегда может подработать. Хотя бы теоретически.
Для тех, кто говорит" взрослые работают за зп, почему ребенок должен трудиться бесплатно" отвечу коротко. Ребенок учится не бесплатно. Он получает самое ценное, что у него может быть - знания и умения. А оценка - это некий фантик. В отличие от зп, которая позволяет (или не позволяет) мне поехать отдохнуть на море/ужинать в кафе/покупать хорошую одежду.
Плюс не всегда у взрослых людей высокая зарплата означает, что человек хорошо работает, в отличие от того, у кого зарплата низкая. Факторов, знаете ли, больше. Но если представить, что мы все станем одинаково (через некий распределитель) питаться, одеваться, развлекаться - а зарплату будем получать наклейками на стенку - будете ли вы стремиться работать больше, чем остальные? Ради наклеек, которые никак не улучшат ваше качество жизни. А вот знания, наоборот, улучшат.
У нас нет оценок за работу в классе, на уроке. На уроке работают все. на то это и урок, чтобы трудиться. И работают хорошо. Нам же важно освоить какое-то новое знание-умение (слово "компетенция" детям не произносится). А вот чтобы посадить себя заниматься дома (и закрепить материал, пройденный на уроке) - нужна сила воли как минимум.
А если уж усадил себя делать - надо делать хорошо, иначе зачем. Вот это "есть сила воли, все сделал, и сделал хорошо" - это и фиксируется. Сначала наклейками (и персональным вниманием учителя), потом звездочками (и снова вниманием), а уж потом просто фактом - стр 24-28 - сделаны верно, можно раскрасить. Если сделаны неверно - значит, плохо понял или ленился, когда делал. Выясняем причину, объясняем, если надо, заново, разбираем все вместе, стираем ошибочные решения, делаем все правильно. Если неверно сделан один-два примера из 20ти - ну бывает, ничего страшного, исправили и пошли дальше.
В устных ответах оценок тоже быть не может. Каждый, стоя у доски с докладом-стихом-пересказом - очень старается. И очень волнуется. Не из-за оценки (нам не нужно, чтобы он волновался из-за оценки). Ему важно, чтобы его слушали внимательно. Чтобы он рассказывал интересно. Чтобы не забыл стихотворение. Ребенок выступает на переделе своих возможностей. И как можно за этот предел поставить цифровую оценку? Старался. Смог. Получилось. Сдал. Зачет. Спасибо. Выше головы не прыгнешь, а, перестав бояться двоек-троек, ребенок может сосредоточиться непосредственно на задании. Которое важнее цифры в дневнике.
За время такой "расслабленной" учебы ребенок не привыкнет в оценкам? Даже не знаю. Ребенок привыкнет к тому, что домашние задания нужно выполнять. Не ради оценки. Увидит взаимосвязь между "все задания выполнены - легко учиться, все понятно/половину пропустил, не сделал - теперь ничего не понимаю". Будет учиться ради себя самого. Оценки не будут иметь решающего значения, это правда. Самооценка будет важнее. Ребенок привыкнет трудиться.
Привыкнет, что сделано должно быть все или почти все. Не будет понимать, что такое "не спросят, потому что вчера спросили" - потому что если есть задание выучить и рассказать, то надо рассказать. Всем. Рано или поздно.
Любую контрольную работу научится воспринимать как проверку себя самого. Могу ли, все ли понял, был ли внимательным, сосредоточился ли. Списывать? Смысл? Не может же быть, что я считаю себя глупее, чем сосед по парте, у которого я списываю. Я честен с собой. Или я не учу это, потому что не считаю нужным (тогда списывать странно, мне же не нужно, почему меня должна волновать оценка?) или я учу, потому что это надо мне, а не учителю (и тогда списывать тем более глупо, я уже выучил).
Ребенок увидит, что учебу как процесс получения знаний и умений нельзя воткнуть в рамки трехбалльной системы. Что все в мире субъективно, а знания - это знания. Научится оценивать себя. Привыкнет к систематической работе. К тому, что его учеба нужна ему. Не маме, не учителю, не потенциальному начальнику. Ему. Если я хочу чего то добиться, буду учиться. А я хочу добиться, потому что я точно достоин лучшего.