Представим, что колдовство в нашем мире реально существует. Часть людей обладает способностями, которые дают им возможность творить чудеса. Кроме того, есть и нечеловеческие существа разного уровня разумности и вменяемости, которые порой представляют собой неиллюзорную угрозу для людей. Что делать в такой ситуации? Можно пытаться задавить магию во всех её проявлениях силой и жить в понятном и логичном мире, таком, как наш. Можно использовать магию и магов для обретения власти, попытавшись стать Чёрным Властелином. Или же, не уничтожая магию под корень, не давать воли самым оголтелым и невменяемым магам. То есть создать систему контроля над проявлениями магии.
И вот однажды Великий Инквизитор, к тому времени отчаявшийся уничтожить всю опасную нечисть, которую навыпускали в мир юные и чертовски талантливые маги того времени, и уже немолодой мудрый маг, категорически не умеющий находить общий язык с людскими властями, встретились и основали новое общество. Кристобаль Хосе Хунта и Фёдор Симеонович Киврин решили, что магам и тем, кто защищает людей от магии, надо объединиться. А руководить этой организацией должен человек со стороны, при этом имеющий способности к магии. Который со временем сам станет сильным магом и сможет держать в узде всю кодлу молодых безбашенных колдунов, которые будут собраны в стенах этой конторы.
Так возникло НИИЧАВО. Разумеется, изначально оно называлось совершенно иначе, но это не имеет значения. Главное, что дикая магия была надёжно связана и упакована. Самые опасные бессмертные колдуны, такие как Кощей, сидели в клетках. Змеев-горынычей возят на полигон в огнеупорных цистернах. Дикие шабаши ведьм проводятся в специально отведённых местах, подальше от потенциальных жертв. Сами ведьмы тоже пристроены к делу и не портят жизнь окружающим. Внешний мир считает магию сказками и давно забыл о тех ужасах, которые в нём некогда творили неукрощённые волшебники. Казалось бы, идиллия.
Однако в какой-тот момент внутри этой идиллии возникло и постепенно набрало силу чудовище, которое уже подчинило себе жизнь прежде свободных магов, а вскоре сожрёт непокорных и скуёт своей единой властью всех остальных учёных-волшебников. Хорошо ли, что маги обязаны платить за всю еду и прочие предметы, которые они творят мимоходом? Очень хорошо, поскольку не позволяет производством товаров с нулевыми затратами поломать экономический механизм государства. Идём дальше. Кто контролирует кадровый состав НИИЧАВО? Почему даже его «отцы-основатели» не могут избавиться он совершенно карикатурного Модеста Матвеича Камноедова и шарлатана Выбегаллы, которого они дружно ненавидят всем творческим коллективом?
Вполне очевидно, что эти двое (и не только они, конечно) внедрены в НИИ государственным аппаратом. Наличие в трудовом коллективе колдунов государевых людей наверняка было оговорено изначально. Тем самым маги давали понять, что они не скрывают у себя заговорщиков и опасных колдунов, а власть имела возможность в этом убедиться. Однако так было в старые добрые времена. Любая бюрократия стремится со временем полностью зарегулировать систему, внутри которой она поселилась. А тут к тому же есть очень удобные предлоги для этого — охрана труда, повышение эффективности работы и прочие заклинания эффективных менеджеров, то бишь, в то время, советских директоров.
Начинается всё с того, что любой маг, мимоходом сотворивший себе булочку и стакан кефира, послушно заносит после этого несколько копеек в бухгалтерию. Потом он столь же послушно пишет заявку на потребные ему для работы инструменты и материалы. Сперва только заявку. А потом обоснование к ней, с экспертным заключением, справками и т.д. Эту заявку рассматривает — кто бы вы думали? Разумеется, компетентная комиссия. Стругацкие этот процесс показали не весь и сильно его упростили, вынеся пресловутую Тройку с Большой Печатью на отдельный этаж. В реальной жизни эта Тройка запросто могла обосноваться сперва в том же городе Соловце (поскольку внутри НИИ ей явно не место, она должна работать при Обкоме или Гороблисполкоме), а после переехать в Москву, став Министерством Магии СССР, сам НИИЧАВО при этом стал бы одним из отраслевых институтов, со всеми вытекающими последствиями.
Но допустим, Хунта и Киврин, приняли радикальные меры, как это было в финале повести «Сказка о Тройке», и бюрократического монстра внутри самого НИИЧАВО укротили. Нельзя сказать — убили, поскольку живя внутри государства это невозможно в принципе. Однако удалось предотвратить самый худший исход. Но в этом случае со временем неизбежно вставал вопрос об административном подчинении самого НИИЧАВО.
В фильме-сказке «Чародеи» показан один из вариантов решения этого вопроса — институт, переименованный в НУИНУ, передан в систему бытового обслуживания советского населения. Во главе института поставили неплохого администратора и при этом отличного мага, Киру Шамаханскую. Киврин стал её первым замом, поднявшись с должности начальника одного из отделов. Казалось бы всё замечательно. Вот только, в фильме показано, что из всех магов-практиков в НУИНУ остались два лаборанта — Ковров и Брыль. Хоть какой-то интерес к работе, как своей, так и всего НИИ, проявляет лишь оголтелый карьерист Сатанеев. Вполне логичный результат окончательного сливания магии с государством. Альтернативой могло бы быть разве что включение в военно-промышленный комплекс, но маги НИИЧАВО отчего-то крайне не любили заниматься «оборонной магией».