Найти тему
m40r / AreaDNA

Метафора фильма Линча в фильме Линча

На просьбы озвучить собственную («единственно правильную») интепретацию происходящего в своих фильмах или оценить верность предложенного ему объяснения прославленный #режиссер Дэвид Линч отвечает отказом. Он считает, что все необходимое для восприятия его кинокартины есть в ней самой. А там господствует не логика и смысл, а символы и метафоры, что и делает киноленты американца необычайно сильными. Нам же, зрителям, остается только самостоятельно задаваться вопросами и отвечать на них, строя сиволические трактования.

Сцены некоторых фильмов Линча кажутся метафорами на сами его киноленты в целом, и вот некоторые примеры. «Малхолланд Драйв» имеет совершенно запутанный и не имеющий ни начала, ни конца #сюжет, что и позволяет ему производить ошеломляющее впечатление. Среди водоворота обрушивающихся на зрителя символов хотелось бы выделить образ маленькой запирающейся на ключ синей шкатулки, имеющей таинственное происхождение. Главная героиня (одно из ее воплощений?) открывает ее с любопытством, видит полную темноту в ней и... исчезает. Не в результате попадания в какой-то портал или уничтожения, а молниеносно пропадает, оказывается стертой, как будто ее и вовсе не было. Именно эта шкатулка представляет собой метафору, в числе прочего, фильма Дэвида Линча — искусительное любопытство приводит героиню (зрителя) к контакту с потусторонним, близкому в данном отношении художественному. Этот контакт приводит сюжет в движение (его условное начало? Новый поворот колеса?), а саму героиню — в итоге к самым печальным, но малопонятным последствиям.

Следующая сцена — Танцующая Лил в начале «Огонь, иди со мной» - приквела знаменитого сериала «Твини Пикс». Два детектива, отправляясь расследовать загадочного #убийство девушки, получают инструктаж от сотрудника ФБР Гордана Коула. Примечательно, что в этом случае помимо вещественного воплощения фильма-приглашения и очередных ничего не подозревающих зрителей присутствует третья сторона — сам Линч собственной персоной. Режиссер исполняет роль Коула, тугоухого и наивного сотрудника ФБР с интонациями американского радио из 60-х. Коул представляет Лил детективам как загадочным образом связанную с ним кровным родством и не менее загадочным жестом. Лил — человек, но как персонаж ее сложно воспринять. Этот образ как бы составлен из причудливых предметов одежды и противоестественных жестов, искуственно и непрочно соединенных между собой. Примечательно, что Лил к тому же бессловесна, что делает ее скорее опять-таки вещественным воплощением. Для Линча в целом характерно использование таких людей-натюрмортов, главная задача которых - «смотреться» и произодить впечатление: в сюжет они могут и не вмешиваться. В следующей за танцем лил сцене выехавшие к месту действия детективы обсуждают значение увиденных символов, и один из них трактует их совершенно четко: ничего для них самих эти значения не предвещают. Надо ли говорить о печальной судьбе этих персонажей.

Атмосферное шипение третьего сезона как раньше говорили «культового» сериала Твин Пикс еще не успело утихнуть. В нем, позиционируемом самим режиссером как 18-часовой полнометражный фильм, подобная метафора также присутствует. Соответсвующая #сцена открывает сезон: молодой человек совершенно стандартной наружности по имени Сэм сидит не диване в монсарде нью-йоркского небоскреба и неотрывно смотрит на огромный стеклянный #ящик (очень подходящее слово в русском языке). Делает это он обстоятельно и уже давно, и мог быть делать, кажется, всегда. Однако некая Трейси, преодолев смущение и чувство отвественности, вополщенные в виде накаченного и бессловесного охранника-очередного натюрмотра, пытается занятся сексом с Сэмом на том самом диване. По-видимомц, именно это, а также исчезновение напряженного внимания приводит чертов ящик — очердное воплощение фильмов Линча — а вместе с ним и весь грохочущий и сверкающий третий сезон в движение. Выпущено множество демонов, хороших и разных. У Сэма и Трейси снесло крышу довольно буквально.

Следует отметить, что данные метафоры — это и отсылки к миру художественного, свободного, внерационального в целом. Своим творчеством Линч приподнимет перед нами тяжелый бархат, за которым спрятан этот мир, и учит свом примером зрителя делать это самостоятельно, что делает его исключительным феноменов в популярной культуре.

      "Mullholand drive"
"Mullholand drive"
      "Fire, walk with me"
"Fire, walk with me"
    "Twin peaks" 3 season
"Twin peaks" 3 season