Предисловие для непостоянных (новых) читателей.
Статья, которую Вы собираетесь прочесть ниже, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).
Начало темы.
866. В прошлой теме мы рассмотрели постулат Теософии и других мировых религий о существовании Абсолюта и "бесконечной" Вселенной. Мы выяснили, что внутри Вселенной периодически появляется громадное существо под Греческим именем Триединый Логос, он же Триединый Бог Церкви. Вышеуказанные периоды появления и исчезновения Триединого Логоса В Индии называют «Днями и ночами Брамы» они же «Выдохи и Вдохи Брамы» или «Манвантары и Пралайи». Также читателю уже известно о том, что бесконечная Вселенная, являющаяся телом Абсолюта, наполнена загадочной первичной субстанцией. Она не есть материя в привычном нам понимании. Но все виды и типы материи не могут быть созданы без первичной субстанции Вселенной. Нам уже известно, что первичная субстанция имеет полярность и способна менять своё состояние с так называемого положительного на отрицательный. Такие изменения происходят вечно. У этого процесса нет начала и конца. По крайней мере, сегодня об этом ничего не известно.
867. Как уже было сказано, процесс смены полярности первичной субстанции совершаются периодически, причём в строго определённых временны́х рамках. Это, в свою очередь, означает, что процесс смены полярности происходит не спонтанно или случайно, а в соответствии с неким законом или программой. На Востоке это называется Законом Вечного движения во Вселенной. Получается, что во Вселенной должно быть что-то, отсчитывающее время в привычном нам понимании и запускающие некие процессы? Получается, что так. В прошлой теме утверждалось, что естество Абсолюта пассивно. Значит, учёт времени и запуск неких физических процессов во Вселенной не есть деятельность сознания Абсолюта. В нём не могут находиться изменчивые конкретные мысли, а отсчитывание промежутков времени или учёт неких циклов предполагает активную сознательную деятельность.
868. Получается, сознание Абсолюта находится над и за пределами Вселенского времени и не имеет к нему отношения. Значит, во Вселенной есть нечто таинственное, и нам неизвестно, что ведёт счёт времени автономно от сознания Абсолюта. Именно это "нечто" периодически запускает процессы смены полярности в первичной субстанции. Данные Вселенские часы могут быть результатом деятельности некоего примитивного сознания, которое управляет жизнедеятельностью Вселенной автономно от деятельности сознания Абсолюта. Например, у каждого тела человека есть примитивное мини-сознание, управляющее процессами жизнедеятельности без вмешательства сознания человека. Например, это сознание регулирует сердцебиение и температуру тела. Возможно, подобное есть и у Вселенной с Абсолютом.
869. Как бы то ни было, сегодня причина и процесс периодической смены полярности первичной субстанции нам непонятны и не постижимы. Но факт периодического изменения процессов во Вселенной бесспорен и неопровержим. Таким образом, существуют следующие вечные явления: а) сознание Абсолюта, б) пространство, оно же Вселенная, в) первичная субстанция, г) вечное движение, оно же Вселенское время. Всё остальное: Триединый Логос, Космос, вся материя и разнообразные существа являются рождёнными, созданными, появившимися, изошедшими. А если имеются рождение, как начало какого-то действия, значит, обязательно будет существовать и конец, как противоположность началу.
870. В фундаментальном труде по Теософии «Тайной Доктрине» Е.П. Блавасткой, сообщается об отрезках времени огромной продолжительности, называемых «Семью Вечностями». В этом случае термин одна Вечность используется не в смысле бесконечной длительности, а как обозначение очень громадного отрезка. Напомню, что в старые времена употреблять термин Вечность было нормой для процессов, относящихся к Абсолюту и Вселенной. Но применять его же к чему-либо иному, в том числе к человеческой жизни, считалось неприемлемым. Семь Вечностей означают семь периодов по одной Вечности. Эти семь периодов, вероятно, отличаются своей сутью, но непродолжительностью. Иначе не было бы необходимости делить единое на части. На Востоке Семь Вечностей Теософии называются «Веком Брамы» (Манвантарой), т.е. периодом жизни Триединого Логоса.
871. Сколько же это в привычных нам Земных годах? Мудрецы Востока вели исчисления в Лунных, а не Земных годах. В причинах этого разбираться не будем. Лунные года тоже подойдут, ведь они незначительно отличаются от привычных нам Земных лет. Перечислю циклы, составляющие Век Брамы в порядке от бо́льшего к меньшему. Век Брамы состоит из ста лет Брамы. Каждый год Брамы состоит из 360 суток Брамы. В свою очередь, сутки Брамы состоят из дня и ночи Брамы одинаковой продолжительности. Как вы видите, ничего сложного. Всё точно так же, как у нас, только длительность разная.
872. Теперь посчитаем вышеуказанное в цифрах от меньшего к бо́льшему:
а) День и ночь Брамы равны 4,320,000,000 лет. Значит, вместе они составляют сутки Брамы длиною в 8,640,000,000 Лунных лет (4,320,000,000*2=8,640,000,000).
б) 360 суток Брамы, они же год жизни Брамы равен 3,110,400,000,000 Лунных лет (8,640,000,000*360=3,110,400,000,000).
в) 100 лет жизни Брамы, он же «Век Брамы» равны 311,040,000,000,000 Лунным годам.
873. Таким образом, вышеуказанная цифра и есть период, в течение которого Брама (Триединый Логос) имеет своё индивидуальное существование внутри Парабрамана (Абсолюта) и создат привычный нам Космос. Другими словами, триста одиннадцать триллионов сорок миллиардов Лунных лет — это срок жизни Триединого Логоса, он же Триединый Бог Церкви. Теперь можно высчитать, сколько длится одна Вечность из книги "Тайная Доктрина". Она равна одной седьмой века Брамы, т.е. 44,434,286,000,000 — сорок четыре триллиона Лунных лет (311,040,000,000,000/7=44,434,286,000,000).
874. Если мы представим себе Вселенское время в виде круглого циферблата часов, то на нём будет расположено 14 равных секторов, обозначающих два комплекта по Семь Вечностей, которые постоянно сменяют друг друга. Что же происходит, когда условная стрелка «Вселенских часов» движется по кругу. В период прохождения через "чёрный" сектор круга, состоящий из семи отрезков и называемый «Семь Вечностей Тьмы», во Вселенной не существует ничего из известного и привычного нам. В этот период существует лишь Абсолют, Вселенная как пространство и первичная субстанция, наполняющая пространство. Причём в этот период первичная субстанция пребывает в состоянии хаоса и не имеет никаких характеристик.
875. Даже если бы Триединый Логос каким-то непостижимым образом смог пробудится в это период "Семи Вечностей Тьмы", то не смог бы создать Космос и населяющих его существ. Причина этого — неподходящее для строительства состояние первичной субстанции во Вселенной. Проще говоря, в такой период первичная субстанция невосприимчива к какому-либо воздействию в принципе. Мысль и сила воли Триединого Логоса не смогут оказать на неё какого-либо воздействия. По этой причине первичную субстанцию в этот период называют «сухой субстанцией», т.е. непригодной для какого-либо воздействия.
876. С наступлением противоположного периода "Семи Вечностей Света" первичная субстанция становится пригодной для воздействия на неё. Триединый Логос появляется и начинает создавать Космос со всеми его обитателями. По этой причине первичную субстанцию в такой период называю "мокрой субстанцией" или отрицательной.
877. Вероятно, Вы будете удивлены, но вышеуказанное описывается всеми мировыми древними религиями и даже научным сообществом. Основополагающие тексты вышеуказанных религий, как сговорившись, одинаково начинают своё повествование с момента времени, когда не существовало ничего. Это периода "Семи Вечностей Тьмы". Одни религии описывают это период коротко. Например, словами: "Не существовало ничего. Ни Неба, ни Земли". Другие религии описывают этот период довольно подробно. К примеру, книга Дзиан, лежащая в основе «Тайной Доктрины», уделяет много внимания описанию Вселенной в момент конца "Семи Вечностей Тьмы", т.е. перед появлением Триединого Логоса.
878. Если же мы обратимся к Западной науке, то обнаружим следующее. Теория Большого взрыва подразумевает времени, когда Космоса со всеми его объектами не существовало. Также не существовало и всех законов природы: гравитации, химического взаимодействия элементов, сил малого и сильного взаимодействия между микрочастицами, в общем, всех тех законов, которые изучает физика, химия, биологи и другие науки.
879. Получается, что мировые религии, Теософия и Западная наука, по сути, признаю́т факт существования загадочного периода во Вселенной, когда не существует вообще ничего. Разница только в объёме информации об этом периоде и мотивировке утверждений. На мой взгляд, Теософия и эта Азбука предоставляет читателю довольно обширную информацию по этому вопросу. Причём она не является голословной гипотезой и имеет под собой некую аргументацию.
880. Теперь от периода "Семи Вечностей покоя" во Вселенной мы переходим к изучению "Семи Вечностей активности", связанного с появлением во Вселенной Триединого Логоса и создаваемого им Космоса. Если характеристикой "сухой" первичной субстанции была полная пассивность (невосприимчивость) к любому воздействию на неё, то характеристикой "мокрой" субстанции является активность (восприимчивость) к внешним воздействиям. Другими словами, первичная субстанция в этот момент времени стала теоретически пригодной для создания материи. Но так как Логос ещё не проснулся (появился), то никакого воздействия ещё нет. В этот момент первичная субстанция стала растяжимой и эластичной. Но никакой материи в привычном нами виде ещё нет. Этот процесс будет рассматриваться в следующей теме.
881. Когда первичная субстанция готова, пришло время для появления Триединого Логоса, до этого момента, пребывавшего в Абсолюте. Может показаться, что сознание Абсолюта "рождает" или создаёт Триединого Логоса? Но это не так. Вам уже известно, что сознание Абсолюта пассивно. Оно не думает в привычном нам понимании и вообще не совершает никаких активных действий. Каким же тогда образом, если не актом умышленного действия Абсолюта, "рождается" Триединый Логос? Это происходит путём бездействия, а не действия, как бы это не выглядело странным на первый взгляд.
882. За наглядным примером далеко ходить не надо. Давайте представим озеро, наполненное водой. Какая способность есть у воды? Отражение световых волн от своей поверхности. Представим, что на поверхности озера отражается Луна, деревья, стоя́щие рядом с водоёмом. Разве Луна, деревья совершали какие-либо действия с целью создания своего образа в воде? Нет, не совершали никаких действий. Эти образы появились самостоятельно в результате автоматических законов физики. Можно сказать, что создающая способность принадлежит самой воде и не зависит от намерений отражающихся в воде предметов.
883. Похожим образом дело обстоит и с Абсолютом. Он не создаёт Триединого Логоса, но первичная субстанция, как вода, отражает в себе часть сознания Абсолюта, превращая отражение в отдельное существо — Триединого Логоса. В Теософии это называется эманацией. Наверное, теперь Вам стало более понятно, почему именно мудрецы древности назвали "мокрой" первичную субстанцию в период "Семи Вечностей активности". Потому что она способна отражать в себе сознание Абсолюта, как вода способна отражать в себе окружающие предметы. А вот "сухая" первичная субстанция на такое неспособна.
884. В предыдущей теме Азбуки №29 мы уже немного говорили о Триедином Логосе. Это Греческий термин, являющийся полным эквивалентом Церковному термину Триединый Бог (Троица), а также аналогичным терминам из других мировых религий. В таблице ниже представлены разные названия Бога и Абсолюта в разных цивилизациях. Если читателю требуются разъяснения этой таблицы, то он сможет найти их самостоятельно в книге «Древняя мудрость» А.В. Безант; «Ключ к Теософии» и «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской.
885. Как следует из названия Триединый, естество этого существа троично по своей природе. Это означает не три отдельных существа, а единое существо, имеющее сложное троичное устройство. Составные части Триединого Логоса в Теософии имеют простую математическую нумерацию: а) Первый Логос, б) Второй Логос, в) Третий Логос. Тем, кто читал "Азбуку Астрального мира", будет проще понять природы Триединого Логоса, разъясняемой мной, на следующем примере.
886. У каждого человека есть три нижних тела, находящихся в одноимённых мирах: физическое, астральное и ментальное. Все эти три тела принадлежат одному человеку, но функции каждого тела разные. Благодаря астральному телу мы способны испытывать эмоции. Размышлять мы способны, благодаря ментальному телу. Это можно назвать неким распределением функций. У триединого Логоса дело обстоит похожим образом. Различные части его естества предназначены для выполнения отдельных функций, но для построения Космоса необходима деятельность всех трёх частей.
887. Если у человека парализовать ментальное тело, то он не сможет думать. Это не значит, что мыслительный процесс вообще прекратится. Ведь у нижестоящих тел есть собственная примитивная способность к мышлению (астральное, эфирное, плотное). Но она не идёт ни в какое сравнение со способностью к мышлению специализированного ментального тела. Если парализовать астральное тело, то человек не сможет испытывать большой спектр эмоций и будет ограничен лишь примитивными из них. Все тела человека необходимы ему для полноценной жизнедеятельности. Дисфункция любого из них делает человека неполноценным.
888. В случае с Триединым Логосом дело обстоит ещё куда серьёзнее. Например, дисфункция Третьего Логоса, который начинает создавать Космос раньше всех, сделает невозможным образование микрочастиц и любых видов материи в Космосе. Дисфункция Второго Логоса, включающегося в работу через некоторое время, сделало бы невозможным появление живых существ, а также наличия у них сознания и самосознания. Теософия к живым существам относит не только Сверх-людей, людей, животных, нотак же растения, минералы и несколько царств элементалов. При бездействии Второго Логоса Космос был бы наполнен микрочастицами и их комбинациями без биологических и сознательных организмов.
889. Дисфункция Первого Логоса, подключающегося к работе последним, лишило бы Космос людей и всех вышестоящих в эволюционном плане существ. Космос был бы наполнен галактиками, звёздными системами, планетами, минералами, растениями, всеми видами животных. Но существ вышестоящих эволюционных ступеней в Космосе бы не было. Чем конкретно занимается Первый Логос, будет разъяснено позднее, так как этот сложный вопрос. Есть и другие характеристики, присущие составным частям Триединого Логоса, но во избежание путаницы они будут рассмотрены подробно в следующих темах Азбуки.
890. Триединый Логос является единственным существом во Вселенной после Абсолюта, конечно же. Нет второго Триединого Логоса, который мог бы быть антиподом первого. Как бы не был велик Триединый Логос и созданный им Космос, у него всё же есть свои границы. Вполне возможно, что форма тела Триединого Логоса — это шар или сфера, как наша Солнечная система или Галактика.
891. Триединый Логос "появился" из сознания Абсолюта, а, значит, должно быть время, через которое он обратно в нём раствориться. Срок жизни Триединого Логоса составляет "Семь Вечностей Активности" или период в 311,040,000,000,000 триста одиннадцать триллионов Лунных лет. При пересчёте в земные года цифра будет примерно на 3% меньше, что не является сильно существенным. Через это время первичная субстанция под воздействием "Вселенских часов" изменит свою полярность или характеристику с отрицательной на положительную и перестанет обладать способность отражать и запечатлевать в себе Триединого Логоса.
892. В отличие от пассивного сознания Абсолюта, сознание Триединого Логоса является активным и размышляющим. Оно способно производить в материи, которая будет им же создана чуть позже, любые изменения по своему усмотрению. Другими словами, Триединый Логос является единственным творцом и правителем всей материи, существующей в Космосе. Воля Триединого Логоса внутри создаваемого им Космоса имеет высшую силу. Триединый логос ограничен лишь Вселенскими циклами.
893. Что происходит с Триединым Логосом, когда истекут сто лет его жизни (Век Брамы)? Когда период существования Триединого Логоса подойдёт к концу, он станет до основания разрушать построенный им Космос. Будут уничтожены все виды материальных объектов без исключения. Вплоть до мельчайшей микрочастицы! Материя, законы физики, химии, биологии и д.р. перестанут существовать. Сознания всех существ в Космосе будут сохранены в сознании Триединого Логоса. Сознание же самого Триединого Логоса будет сохранено в бессмертном сознании Абсолюта. Оно будет пребывать там в покое на протяжении Семи Вечностей покоя Вселенной. Когда же придёт время вновь пробуждаться к деятельности, Триединый Логос снова отразится в первичной субстанции, создаст материю и живых существ. Эволюция не будет начата сначала, а продолжится с того момента, на котором она остановилась в прошлый раз.
894. Чтобы примерно объяснить, как Триединый Логос сохраняется в Абсолюте, нам поможет пример с современным компьютером или ноутбуком. Пример тоже не идеальный, но для современной молодёжи может быть более понятен. У компьютеров или ноутбуков обязательно есть жёсткий диск, который хранит в себе всю информацию как постоянная память. В нашем примере он будет обозначать Абсолют. Для рабочих целей у компьютера есть противоположность постоянной памяти и жёсткому диску — это память оперативная (временная). В нашем примере она будет обозначать Триединого Логоса. Когда мы нажимаем кнопку пуск, операционная система компьютера Windows или Linux, символизирующая сознание Триединого Логоса, копируется с жёсткого диска в оперативную память. Можно сказать, что в этот момент Триединый Логос стал проявленным, так как монитор стал показывать картинку.
895. Допустим, мы начали работать над каким-либо текстовым документом. В этот момент он существует лишь в оперативной (вре́менной памяти). Когда же мы выключаем компьютер, то наш документ из вре́менной памяти сохраняется в постоянной памяти и может находи́ться там в состоянии покоя сколь угодно долго. Когда компьютер выключён и обесточен, нет никаких признаков жизни. Но это не означает, что жизнь исчезла вообще. Вся она сохраняется в потенциальном виде на жёстком диске. Когда компьютер будет включён в следующий раз, то наш документ из постоянной памяти снова переместиться во временную, и мы продолжим работу над документом. Причём именно с того момента, на котором мы остановились в прошлый раз.
896. Можно сказать, что постоянная память компьютера, как и Абсолют, хранят в себе всю информацию, когда система находится в состоянии покоя (бездействует). Временная память компьютера, как и сознание Триединого Логоса, приводятся в действие и заимствую информацию из постоянной памяти (Абсолюта). Когда время деятельности прошло, Триединый Логос со всей новой информацией, полученной в период своей деятельности, снова в постоянную память компьютера (Абсолюта). Когда компьютер выключен, никому в голову не придёт сказать, что сознание Триединого Логоса погибла, разрушено или безвозвратно уничтожено. Всё храниться в потенциальном виде на жёстком диске компьютера и может быть возвращено к активной жизни в любой момент путём включения компьютера. Подобный хитрый процесс Вселенная использует всегда, а человечество додумалось до него лишь недавно.
Петр М.
(Редакция от 21 ноября 2025)
При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: Изображение annca с сайта Pixabay hourglass-2910948; Изображение Bessi с сайта Pixabay tree-838667; Изображение Pexels с сайта Pixabay light-1282314;
Справочная информация.
Данная статья является логической частью сборника книг одного автора под названием «Тетралогия Петра М.». Эта статья входит во вторую часть сборника под названием «Азбука Теософии».
Навигационные ссылки.
Части тетралогии: 1)«Азбука Астрального мира» (темы №1–26); 2) «Азбука Теософии» (темы №27–99); 3) «Азбука загадок человечества» (темы №100–196); 4) «Азбука Большой Теософии» (темы №197–232).
Оглавление Азбук: а) содержание Азбуки Астраного мира; б) содержание Азбуки Теософии; в) содержание Азбуки загадок человечества; г) содержание Азбуки Большой Теософии.
Словарь: специальные термины Тетралогии Петра М.