Найти тему
Женя Васильевв

ТОП-20 САМЫХ ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВ

1 Ирония судьбы, или С легким паром! 1975 СССР Эльдар Рязанов

2 Приключения Буратино 1975 СССР Леонид Нечаев

3 Про Красную Шапочку 1977 СССР Леонид Нечаев

4 Малхолланд Драйв Mulholland Dr. 2001 Франция, США Дэвид Линч

5 Время цыган Dom za vesanje 1988 Югославия, Великобритания, Италия Эмир Кустурица

6 Танцующая в темноте Dancer in the Dark 2000 Дания Ларс фон Триер

7 Сталкер 1979 СССР Андрей Тарковский

8 Отец и дочь Father and Daughter 2000 Великобритания, Бельгия, Нидерланды Майкл Дадок де Уит

9 Антихрист Antichrist 2009 Дания, Германия, Франция Ларс фон Триер

10 Декалог Dekalog 1988 Польша, Германия (ФРГ) Кшиштоф Кесьлёвский

11 Изгнание 2007 Россия Андрей Звягинцев

12 Сто дней после детства 1975 СССР Сергей Соловьев

13 Не так, как в первый раз! Aldrig som forsta gangen! 2006 Швеция Йонас Оделл

14 Могила светлячков Hotaru no haka 1988 Япония Исао Такахата

15 Рождённые в СССР 1991 Великобритания Сергей Мирошниченко

16 Жить 2011 Россия Василий Сигарев

17 Гараж 1979 СССР Эльдар Рязанов

18 В моей смерти прошу винить Клаву К. 1979 СССР Николай Лебедев, Эрнест Ясан

19 Тони Эрдманн Toni Erdmann 2016 Германия, Австрия Марен Аде

20 Сжигая мосты Quemar las naves 2007 Мексика Франциско Франко

Это не фильмы, это предметы религиозного культа. С каждым фильмом связана какая-то история. По сути этот список – биография жизни, болевые точки ее развития. Забавно, что Иронию лет 10 я не очень любил. Все началось в 1985 году. Современный псевдосоветский ренессанс начался со “Старых Песен о Главном”. Путин родился в новогоднюю ночь, 1996 года, когда Кристина Орбакайте запела о березе у опушки.

У меня же тоска по большому советскому стилю началась уже в 1985-м и росла с каждым годом как снежный ком. Это довольно странно, поскольку я был раз приходу капитализма и дико рад кончине СССР как политической системы. Но вот перестроечная и постперестроечная эстетика, фильмы, музыка меня оставляли равнодушными. В то время как все слушали Наутилус, БГ, Кино попадали под впечатление от всяких “Маленьких Вер”, “Меня зовут Арлекино”, я с жадностью читал телепрограмму и ждал очередного показа Иронии Судьбы, которая еще и попала и под каток антиалкогольной компании. С каждым годом я все более влюблялся в этот фильм. Я чувствовал колоссальный культурный вакуум в то время и чудовищное превосходство советского искусства над перестроечным и новороссийским. Сейчас, когда советская эстетика вернулась, когда ДВД с советскими фильмами лежат тоннами на полках, а советская музыка льется из телевизора и радио с утра до вечера в ремиксах и даже в виде гимна – этим уже никого не удивишь. А ведь, было время, когда не было видеокассет со старыми советскими фильмами. Были только американские.
У меня же тоска по большому советскому стилю началась уже в 1985-м и росла с каждым годом как снежный ком. Это довольно странно, поскольку я был раз приходу капитализма и дико рад кончине СССР как политической системы. Но вот перестроечная и постперестроечная эстетика, фильмы, музыка меня оставляли равнодушными. В то время как все слушали Наутилус, БГ, Кино попадали под впечатление от всяких “Маленьких Вер”, “Меня зовут Арлекино”, я с жадностью читал телепрограмму и ждал очередного показа Иронии Судьбы, которая еще и попала и под каток антиалкогольной компании. С каждым годом я все более влюблялся в этот фильм. Я чувствовал колоссальный культурный вакуум в то время и чудовищное превосходство советского искусства над перестроечным и новороссийским. Сейчас, когда советская эстетика вернулась, когда ДВД с советскими фильмами лежат тоннами на полках, а советская музыка льется из телевизора и радио с утра до вечера в ремиксах и даже в виде гимна – этим уже никого не удивишь. А ведь, было время, когда не было видеокассет со старыми советскими фильмами. Были только американские.
-2

Поэтому, когда в 1995 году Ирония Судьбы вышла на кассетах начался новый этап – многочисленных просмотров из серии “молчу и плачу”. Все эти просмотры были с вином или с пивом, часто при свечах, часто с обсуждением , с повтором любимых песен.

Наконец, в начале нового тысячелетия я уже настолько засмотрел ИС, что уже не могу смотреть ее больше. В общей сложности, я, видел этот фильм более сотни раз.

Кинофильм “Ирония судьбы или с легким паром” я считаю главным советским шедевром, квинтэссенцией позднесоветского кинематографа, а Эльдара Рязанова – главным советским режиссером, поскольку Тарковский режиссер не советский, а общемировой.

Эльдар Рязанов - хранитель Времени. Как губка он впитывал в себя все мифы и заблуждения всех эпох и переходных периодов, "прогибался под изменчивый мир", игнорируя "чистоту художественной правды", чего никогда не мог себе позволить, например, Тарковский. Но Тарковский тем самым заглушал Время, Рязанов же его обессмертил. Для человека, незнакомого с советскими актерами, почти невозможно прочувствовать, когда Тарковский снимал "Зеркало" или "Сталкер". У Эльдара каждая кинолента – этикетка времени. Время - его Муза. Он впитывает Время, растворяется во Времени, запечатлевает его переливы. Тут ему нет равных. Ни один учебник истории СССР не может конкурировать с Рязановым.

Например, "Жестокий Романс" мог быть снят только в начале восьмидесятых, но никак не в середине 90-х. Его герой Паратов – предтеча нового русского. Умирающая советская эпоха грезила "волжскими купцами". Паратов жил в подсознании советского инженера, чтобы родиться в анекдотическом блеске в девяностые. На пароходе, в малиновом пиджаке, с шубой под ноги, с пачкой долларов, перевязанных резинкой. Блистательный "Гараж" плотно упакован в дефицитный 1979. "Карнавальная Ночь" завершает эпоху сталинизма. Перестройку начали с утра… тьфу ты… Перестройку начали с "Забытой мелодии для флейты", а закончили "Небесами обетованными". Многие отмечали, что искусство Рязанова противоречиво. Я разделяю это мнение.

-3

Бунтарский пафос Рязановских работ – "Флейты", "Гаража", "Бедного гусара" в каком-то смысле льет воду на мельницу "дикого капитализма", жертвой которого впоследствии он сам и стал. "Небеса обетованные", "Предсказание", "Привет Дуралеи", "Старые клячи" – это попытки загнать Джина (Паратова) обратно в бутылку. Сейчас многим претит его стариковское ворчание против российского истеблишмента, против новых буржуа. Рязанов желает видеть себя в лагере "униженных и оскорбленных", а публика видит его среди "баловней судьбы".

Ирония же судьбы впитала в себя все ароматы советского кинематографа. Гуманизм, лиризм, мелодраматизм, юмор, эзопов язык, социальный критицизм, игривое диссидентство и даже трагизм. В его создании прямо или косвенно участвовала “Дрим Тим” советской, русской культуры. Первая певица страны, первый поэтесса, первый режиссер, первый сценарист и даже один лауреат нобелевской премии. Брагинский, Рязанов, Таривердиев, Пугачева, Ахмадуллина, Ахматова, Талызина, Мягков, Яковлев, Ширвиндт, Бурков, Белявский, Никитин, Ахеджакова, Нахабцев, Евтушенко, Пастернак и Цветаева.

С другими фильмами связаны другие истории.