Кроссоверы являются самым покупаемым типом автомобилей в России. На SUV сегмент приходится более 40% проданных новых автомобилей, что составляет около 700 тысяч авто в год. Неудивительно, что в данном сегменте царит нешуточная конкуренция, а автопроизводители, которые сэкономили на рекламе, маркетинге, забыли вовремя обновить модель, быстро теряют позиции.
Тут читатель может отметить, что главные критерии популярности – характеристики автомобиля или его цена, однако на это можно предложить посмотреть на продажи нового Toyota RAV4, с ценника российской сборки коего любой европеец или американец, мягко говоря, был бы в некотором шоке. Тем не менее, по итогу февраля новый RAV4 занял второе место после Hyundai Creta. За месяц россияне приобрели 3684 авто, всего же с начала года продано 6302 экземпляров.
Поэтому свежесть модели и маркетинг играют важную роль. Особенно, если учесть уйму однотипных положительных обзоров новинок, выходящих перед премьерой на крупных каналах, отснятых, как правило, на одном и том же полигоне.
Однако сегодня речь пойдет не о маркетинге, а о моделях кроссоверов, которые начали 2020-й год не самым лучшим образом. Первым в этом списке можно назвать Renault Duster. Модель, которая многие годы находилась в тройке лидеров, по итогу января оказалась на 7 месте, в феврале – и вовсе на 8-ом. Общее падение продаж составило 39%. Можно долго размышлять о причинах столь крутого пике Renault Duster, однако достаточно будет сказать, что модель изрядно устарела и теряет актуальность. Возможно, выход новой версии, которая продается в ЕС, Южной Америке и Украине и ряде других стран, всколыхнул бы продажи, но точно сказать, когда Дастер обновят для России, пока сложно.
Не лучше обстоят дела и у Renault Kaptur. В январе модель даже не сумела пробиться в топ 10 SUV, в феврале заняла лишь 10-е место. Хотя по итогу прошлого года модель занимала 7-е место.
Еще одним авто, теряющим популярность, является, казалось бы, бессмертная LADA 4x4. За два месяца модель уже потеряла 38% продаж. Как бы часто ни мелькали новости об очередном обновлении «Нивы», машина давно устарела: сложно спорить, что за свои деньги она дает хорошую проходимость, но, по сути, на этом все качества машины и заканчиваются. В то же время конкуренты в бюджетном сегменте хоть зачастую и не могут похвастаться внедорожным потенциалом, но предлагают все более комфортные решения со все большим количеством интересных опций.
Моделью, у которой все было очень хорошо до прошлой осени, а теперь как-то менее радужно, является Kia Sportage. В январе продажи упали на 8%, в феврале – еще на 11%. На первый взгляд, падение на 9.5, а грубо говоря на 10%, кажется несущественным, однако по итогу это 100 машин с тысячи, что весьма немало в денежном эквиваленте. Такими темпами компания не допродаст более трех тысяч кроссоверов данной модели, но вероятнее результат будет еще хуже, а падение продолжится.
Причин падения спроса на Sportage несколько. Во-первых, само авто четвертого поколения уже не такое уж и свежее: обновление вышло еще в 2016-ом году. Во-вторых, спад продаж начался после осеннего повышения цен на модель. В-третьих, часть фанатов марки ожидали и, собственно, уже дождались более свежего кроссовера KIA Seltos. Ну и в-четвертых, небольшую часть покупателей оттянули на себя китайские автопроизводители.
В целом же, после небольшого роста в январе российский рынок просел на 2% относительно аналогичного периода 2019-го года. Тройка кроссоверов лидеров выглядит следующим образом – на первом месте Hyundai Creta, которая понемногу, но набирает продажи, на втором Toyota RAV4 5-го поколения, замыкает тройку Volkswagen Tiguan.