Начало 2020 года принесло сразу два документа, касающихся правового регулирования ученических договоров: Определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. № 167-О и Письмо Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37449-6-1.
Напомним, что основное правовое регулирование ученических договоров осуществляется главой 32 Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 198 Трудового кодекса РФ Работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
В январе Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу на неконституционность ч. 1 ст. 199 Трудового кодекса, устанавливающей требования к содержанию ученического договора. Согласно указанной норме, ученический договор должен содержать в том числе указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником (Определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. № 167-О).
По мнению заявителя, данная норма не обязывает работодателя обеспечивать получение учеником по итогам обучения конкретного образования либо квалификации. Однако Конституционный Суд РФ с такой оценкой не согласился, указав, что спорное законоположение предполагает заключение ученического договора по соглашению сторон с обязательным включением в него указания на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником.
На практике встречаются случаи, когда суды общей юрисдикции не усматривают в том, что обучение работника не предполагало получение им какой-либо квалификации (с получением подтверждающего документа, предусмотренного Законом «Об образовании»), препятствий для реализации ученического договора (см., например, определение Пензенского облсуда от 20 июня 2017 г. № 33-1775/2017).
Вероятно данное обстоятельство связано с самим понятием «квалификации», в том числе закрепленным в Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Также в ч. 11 ст. 60 указанного Закона закреплено, что квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. То есть, при профессиях, для которых есть квалификационные требования, необходим документ, подтверждающий квалификацию в соответствии с Законом «Об образовании». Однако для профессий, в отношении которых нет таких государственных требований, вполне разумным является подтверждение уровня знаний, умений, навыков и компетенции (т.е. квалификации) тем документом и в том порядке, который сочтет достаточным и необходимым работодатель.
Видимо, именно поэтому в судах распространено мнение, что любые новые знания и навыки, получаемые работником в ходе обучения, свидетельствуют о приобретении им новой квалификации (определения Вологодского облсуда от 14 марта 2018 г. № 33-911/2018, Хабаровского краевого суда от 7 августа 2017 г. № 33-5190/2017, Свердловского облсуда от 14 апреля 2016 № 33-6138/2016, Нижегородского облсуда от 21 июля 2015 г. № 33-7118/2015, Оренбургского облсуда от 21 января 2015 № 33-349/2015).
В контексте составления ученического договора представляется существенным указание в договоре на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником, именно как на результат обучения, приобретение определенного уровня знаний, умений, навыков и компетенции. Причем эта квалификация может как совпадать с установленными государственными стандартами (при направлении ученика в образовательные организации), так и быть уникальной, характерной только для данной организации (если обучение происходит внутри организации и направлено на получение учеником специфических навыков).