Князь не был трезвенником, а то бы и вправду мог
Согласно летописной повести о крещении князя Владимира, к нему приходили послы и от мусульман с предложением своей веры. И послы князя Владимира также знакомились с мусульманским культом, только он им не понравился. Больше же всего, как уверял летописец, князю не по сердцу было запрещение Корана употреблять хмельные напитки. «Питие есть веселие Руси! – заявил он. – Не можем без того быть!»
Но чисто теоретически можно представить, что Владимир по каким-то политическим соображениям предпочёл бы ислам христианству. В начале 10 века соседняя Волжская Болгария приняла ислам. В Волжской Болгарии, по свидетельству арабских историков, часть населения издавна составляли какие-то славяне. Арабы даже называли Волгу Рекой Славян. И так, эти славяне, вместе со всем населением Волжской Болгарии, приняли ислам в 10 веке.
Любопытное свидетельство о русах-мусульманах обнаруживается в книге арабского учёного Тахира аль-Марвази, жившего на рубеже 11 и 12 веков. Он утверждает, что князь русов, называемый Владимир, принял ислам уже после того, как ранее принял христианство. Правда, данное свидетельство вряд ли может относиться к Владимиру Святому. Во-первых, аль-Марвази пишёт тут про некий Остров Русов, а не про Киев. Между тем, Киев («Куяба») был хорошо известен арабам. Во-вторых, принятие христианства данными русами историк относит к 912 году по нашему счёту.
До сих пор историки не могут точно отождествить Остров Русов с каким-то географическим ориентиром. Но упоминание русов-мусульман как бы намекает, что и вправду древние русы не были чужды знакомства с этой религией. Значит, возможность принятия ислама всем Древнерусским государством не исключалась.
Россия от Средиземного моря до Бенгальского залива
Итак, как бы пошла история Руси, сделай Владимир выбор в пользу ислама? Несомненно, она бы сильно отличалась от привычной нам. Культурными ориентирами для русского человека, вместо Рима и Константинополя, стали бы Мекка и Багдад. Русь оказалась бы не восточным форпостом христианства, а западным плацдармом ислама.
Понятно, что совершенно другой была бы вся духовная культура. Изобразительное искусство на Руси не возникло бы, не появилась бы никогда русская иконопись. Вместо привычных церквей строили бы мечети и минареты (хотя, возможно, по внешней форме они мало чем отличались бы). Монастырей и монашества не было бы на Руси, так как в исламе нет таких явлений.
Очень сильно отличалась бы правовая система. Правда, в средневековье шариатское право было, пожалуй, гуманнее права европейских христианских стран (в том числе и Руси), но уже ближе к нашему времени отличия от Запада в этом смысле должны были возрасти не в лучшую сторону.
Интересно, конечно, какой ассимилирующей и интегрирующей силой обладала бы русская исламская культура. В реальной истории, когда пришли монголо-татары, Русская церковь одно время пыталась обратить их в православие, но не преуспела. Золотая Орда перешла в ислам. А что, если Русь сама раньше стала бы мусульманской? Смогла бы тогда она культурно ассимилировать Золотую Орду и полностью подчинить её себе, так сказать, изнутри? И, может быть, в этом случае Российская империя включила бы в себя Среднюю Азию ещё столетии в 14-м? А заодно также и Ближний Восток, Персию, Индию?..
Обо всём этом можно фантазировать без конца. Понятно, что мы бы сейчас были сформированы другой историей, и именно такая история казалась бы нам тогда нормальной, привычной и единственно достойной почитания. Только надо учесть, что того самого национального веселия, о котором сказал князь Владимир, мы были бы полностью лишены.