Есть мнение, что победившие в октябре 1917 года большевики, унаследовали все пороки разгромленной ими империи. Так ли это? Заглянем в историю Петербурга.
Загородный ресторан «Вилла Родэ» находился на пересечении Строгановской улицы и Новодеревенской набережной. (ныне улицы Академика Крылова и Приморский проспекта). Он был открыт в 1908 г. управляющим Крестовским садом Адолием Сергеевичем Родэ.
Ресторан был очень большой. Там и большой летний театр, и летняя веранда-ресторан со сценой имелись. На «Вилле Родэ» выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган.
Очень быстро ресторан завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. На сцене этого заведения пели Шаляпин и Собинов, в зале пили Александр Блок и Александр Куприн. С «Виллой Родэ» связано стихотворение А. А. Блока «В ресторане».
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Есть легенда, что тут частенько гулял сам Распутин. Но это лишь легенда. Какие-то дела связывали Роде и великого старца, и Распутин бывал у Адолия дома. Но в ресторане не появлялся.
Адолий Родэ (1869- 1930) - личность весьма интересная. Женат был на лютеранке Марие-Анне Петровне Меринг, у них была дочь - Нина Адольфовна Родэ.
Александр Валентинович Амфитеатров, прозаик и публицист так писал о нем в своей "Записной книжке": «...[видел] развеселаго, жизнерадостнаго, толстомордаго, толстопузаго Адолия Роде, до октябрьской революции хозяина "Виллы Роде", после октябрьской революции, - милостью Горькаго, - хозяина "Дома Ученых". Там, в недрах "Виллы Роде", и обрел Максим Адолия.
...Особенно возмутительна была клевета (или, юридически точнее, диффамация), будто предлагаемыми на вилле Роде благами обслуживались исключительно великие князья, компания Распутина, золотая молодежь высокаго полета, мышиные жеребчики из министерств и царская охранка. На эти недостойныя инсинуации г. Роде имеет право возразить с справедливою гордостью:
- Нет-с, вы меня в монархисты не толкайте! На первых порах, после "пломбированнаго вагона" [возвращение Ленина в Россию из Швейцарии через Германию в апреле 1917 года] кто только не швырял у меня немецких, генеральнаго штаба, денег! И Гриша Зиновьев лыка не вязал! А Луначарский кренделя ногами выписывал! И Нахамкес [Овший Моисеевич Нахамкис, он же Юрий Михайлович Стеклов, публицист, революционер, один из авторов первой Конституции РСФСР 1918 года и первой Конституции СССР 1924 года], не заплатив, задним ходом удирал! И золотое сердце Феликса Дзержинскаго улыбками девочек утешалось! А однажды даже и самого Ленина... разумейте, языцы, и покоряйтеся: Ленина!!! - замертво вынесли! Понимаете теперь, каков я есмь большевик.
Относительно последняго пункта я мог бы даже лично свидетельствовать в пользу г. Роде, так как вез сие бездыханное тело с Виллы Роде во дворец Кшесинской мой собственный бывший шоффер, впоследствии не без гордости о том повествовавший».
Верить или нет господину Амфитеатрову? Кто знает...
У Адолия Родэ в ресторане работал до 1917 года еще один очень интересный человек - Гросс Виталий Фёдорович.
Информации о нём почти нет. Известно, что он родился в 1890 году в Колпино, в семье генерала инженера механика, начальника Адмиралтейских Ижорских заводов - Фёдора Христофоровича Гросса (1855—1919). Был разносторонним человеком, творческой личностью. Писал стихи, рисовал, музицировал. А ещё говорят, что в молодости влюбился в цыганку и ушёл в табор, и отец очень осерчал и отказался от него. Состоял в Российском Теософском обществе. У Адолия Родэ Гросс подбирал цыган для выступления в ресторане. Участвовал в фальсификации двойников Распутина. После революции работал на внешнюю разведку Коминтерна и в Европе, и в Америке. Даже дата его смерти неизвестна широкой публике.
Вот такой был интересный ресторан в Петрограде. Закрылся он в 1918 году. Конец «Виллы Родэ» тоже был весьма примечателен.
«Прошлой ночью большой отряд красной гвардии и солдат, прибывших в автомобилях, окружил «Виллу Роде», где за тяжёлыми шторами сверкали электрические огни. В ресторане начался обыск. Красногвардейцы искали, главным образом, вина, но нигде запасов его не обнаружили... Выяснилось, что владелец «Виллы» имеет потайные погреба, находящиеся под землёй в бетонированных помещениях и особых потайных шкафах в стенах.
Так как вход в погреб не был указан администрацией ресторана, то красногвардейцы бросили бомбы в подвал и пробили брешь. В результате выяснилось, что в погребах находится свыше 10 тысяч бутылок вина, ликёров и коньяку... Владелец ресторана, А. Родэ, был арестован, но вчера его выпустили. Производится дальнейшее расследование, и хозяину ресторана придётся отвечать перед революционным трибуналом».
(Петроградский голос, 1918, № 38, 20-го (7-го) марта.
Но «отвечать» хозяину «Виллы» не пришлось. Он выплыл, как уже было сказано в Доме Ученых. Писатели окрестили Дом Ученых, где Адолий Сергеевич ведал распределением пайков, «родевспомогательным» учреждением и судачили о воровстве и махинациях Родэ, сумевшего держаться на плаву при любой власти. Он даже устроил там пир в 1920-ом голодном году по случаю приезда в РСФСР Герберта Уэлса.
Корней Чуковский вспоминал: «Во время вечеринки решено было сняться. Когда все уселись, лукавый Родэ подкрался к центральной группе и стал между Горьким и Уэллсом. Получилось невероятное трио: два всемирно известных писателя, и над ними в качестве близкого друга недавний владелец шато-кабака. Горький подарил мне этот снимок, назвав "Родэ и другие".
Позднее Адолий каким-то образом исчез из Петрограда и вынырнул уже в Париже, где открыл новую "Виллу Родэ".
Вся статьи на тему #петербургости вертятся вокруг да около книги
Ю_ШУТОВОЙ "Дао Евсея Козлова"
https://www.litres.ru/u-shutova/dao-evseya-kozlova/
Другие публикации на тему #петербургости о Петрограде 1914 - 1916 годов:
Короткий век "Бродячей собаки",