Найти тему
Territorio mentis

Золотая столица Великой степи

Хан Шатыр
Хан Шатыр

Среди бескрайних просторов Великой Степи на берегах полноводной реки Ишим расположился удивительный город. Несмотря на то, что его исторические корни теряются в глубине веков, статус государственной столицы он получил сравнительно недавно. И во многом благодаря своей новой роли город в короткие сроки преобразился до неузнаваемости, явив миру красоту, многообразие и изящество форм и красок. За два неполных столетия он сменил несколько названий, и своё последнее имя – Нур-Султан – обрёл в начале 2019 года.

Земля, освящённая памятью предков

О том, что на месте современной казахской столицы первое поселение появилось ещё в VII–VIII веках, рассказали археологические раскопки, проведённые в городской черте. Учёные обнаружили здесь артефакты, датирующиеся эпохой бронзы, ранним железным веком и Средневековьем. Причём «царский курган», открывший историкам свои недра, расположен в центральной части города (на улице Шамши Калдаякова), в непосредственной близости от Дворца Независимости. В конце XIX века французские археологи раскопали здесь украшения сакской царицы, которые ныне выставлены в Париже, в музее на набережной Бранли.

А при расширении границ столицы, на её окраине, в слое земли обнаружилось древнее городище Бозок, размером 400 на 200 метров. Это было земледельческое поселение, о чём свидетельствуют следы арыков на площади около 30 га. Кроме того, установлено, что изначально городище просуществовало не более века. Вновь поселение возродилось в X–XI вв., но жители вскоре опять оставили насиженное место. В третий раз Бозок восстановился в XII–XIV вв., став свидетелем расцвета Казахского ханства и взаимоотношений с грузинской царицей Тамарой, а после исчез навсегда.

Реконструкция городища Бозок
Реконструкция городища Бозок

Но жизнь продолжалась. И там, где Ишим степенно катил свои воды через местечко Караоткель, казахи облюбовали брод, через который, переправляясь на верблюдах и лошадях, они откочёвывали на летние пастбища и обратно – на зимовку. Здесь, вблизи проторённых торговыми караванами троп, в самом сердце древней Сары-Арки*, на белых сланцевых холмах возникло небольшое поселение. Неподалёку на возвышенности, словно маяк в степи, белел купол мавзолея, где упокоился прах святого. Эта белая и святая могила превратилась в место паломничества. Сохранились десятки народных легенд и преданий.

От тёмного песчаника, покрывавшего русло реки, где переправлялись скотоводы, и пошло название местности Караоткель (чёрный брод, чёрная переправа). По местной легенде, здесь по просьбе хана Джангира в XVII веке был построен мост правителем Самарканда, казахом из рода алшын – Жалантосом бахадуром. А местечко близ сооружения из белого камня с куполом, похожим на верхнюю часть юрты, назвали Акмолой. Так же стали именовать поселение, расположившееся на равнине. Это имя получил и целый край.

Но о названии будущего города стоит рассказать подробнее. В общепринятом значении «Акмола» переводится как «Белая (святая) могила». Однако в нашем случае топоним не имеет печального или мрачного оттенка, как если бы он относился к европейской местности. Семантическое значение этого названия с точки зрения казаха совершенно иное, символическое.

Ведь «ак» (белый) может переводиться ещё и как «светлый, чистый, святой». Таким образом, Акмола – это не просто белокаменная могила, это, в первую очередь, святая земля. В целом же могилы и мазары, где упокоены мусульманские святые, по преданиям, служили обиталищем духов предков, у которых было принято просить силу и защиту. Возле них возводились города и крепости. Путники и торговые караваны, следующие по степи, предпочитали на ночь останавливаться у старых гробниц, возле них же приносились клятвы и подтверждалась правдивость слов.

Имя, овеянное легендами

С «белой могилой» связано немало народных преданий. Например, одно из них гласит, что древние тюрки после длительного сражения под раскалённым солнцем много дней находились без воды. Кочевники, обращаясь к вечному синему небу – богу Тенгри, просили ниспослать дождь.

Великий Тенгри внял просьбам своих детей и направил луч солнца (Нур), соприкоснувшийся с землёй (Умай). От этого образовалась река, которую тюркские воины назвали Нура (небесный луч).

Напившись вдоволь воды и напоив коней, тюрки в честь святого духа Тенгри воздвигли белый храм.

Сохранилось поверье: тому, кто преклонит колени у святой могилы и загадает желание, святой аруах (дух) Тенгри ниспошлёт силы и исполнит его самое сокровенное желание.

По утверждению отдельных историков, Акмола появилась ещё в период существования империи гуннов, населённой кочевыми и полукочевыми племенами. Тогда в междуречье Нуры и Ишима было возведено защитное сооружение (не сохранившееся до наших дней). Его название в переводе с языка гуннов звучало как «западная крепость».

Есть и другая история, но уже с религиозным оттенком. Говорят, что в 569 году у горы Актау (250 км южнее Нур-Султана) между императором Восточной Римской империи Юстином II и правителем Тюркского каганата Муханом был заключён торговый и дипломатический договор. Тогда в качестве символического дара византийский посол преподнёс степному владыке горсть земли с места захоронения ветхозаветного библейского пророка Даниила, почитаемого представителями трёх мировых религий – ислама, иудаизма и христианства. Каган в знак почтения смешал подаренную святую землю с местной землёй и воздвиг на этом месте белый храм, получивший название Акмола.

Недаром в казахском народе по сей день популярны мужские имена Даниял и Данияр, имеющие общие корни с именем святого пророка.

И последняя точка зрения относительно происхождения топонима такова. Через Приишимье проходил Великий Шёлковый путь, и место для базара было самым подходящим. Сюда прибывали караваны со всей Великой Степи, из городов Средней Азии, России, Персии, Индии. Здесь усталым караванщикам, купцам и погонщикам предлагался богатый выбор национальных молочных блюд и напитков: кумыс, айран, курт, шубат, каймак. И это было настоящим царством «белого» изобилия – «ак мол».

Крепость, превратившаяся в город

Истоки современного города берут своё начало в 1830-м году. Именно тогда в Караоткеле был построен казачий форпост против мятежного хана Кенесары. (Жюль Верн в романе «Михаил Строгов» (1867) красочно описал восстание). Во избежание внезапного нападения со стороны неприятеля форпост располагался на островке заболоченной местности, куда проход был затруднён. Первоначально стены укрепления сделали из брёвен. Но после случившегося пожара для строительства использовали уже кирпич.

Неподалёку от крепости находилось большое казахское поселение Акмола, границы которого со временем соединились с поселением русских, осевших после отбытия срока службы за стенами форпоста и обзаведшихся семьями. Эта обжитая территория именовалась Казачьим краем. А крепость в документах фигурировала в качестве «Акмолинского укрепления».

Акмолинская крепость
Акмолинская крепость

В 1832 году состоялось официальное открытие Акмолинского окружного приказа. В его состав вошли двенадцать волостей.

Первоначально население новообразованного административного центра насчитывало чуть более 2 тыс. человек. А спустя тридцать лет оно увеличилось в три раза.

К тому моменту, в 1863 году, Акмолинскому укреплению, занимавшему важное место в системе сибирских укреплений, был дан статус окружного города с названием Акмолинск. В нём уже функционировали 2 мечети, 2 медресе, 2 церкви, солдатская синагога, 3 фабрики, 5 школ и училищ. Линии новых дорог соединили этот географический центр с Каргалы на востоке, с фортом Актау на юге и с Кокшетау на западе. Поэтому не удивительно, что город стал важным экономическим центром региона.

Это положение ещё более упрочилось в 1871 году в связи с открытием ташкентской ярмарки. С этого момента Акмолинск становится важным звеном в межрегиональной торговой цепочке. Здесь формировались караваны для перевозки грузов из Петропавловска. Вереницы навьюченных верблюдов отправлялись отсюда на юг, курсом на Туркестан, Ташкент, Бухару, Коканд и другие города. А грузы, перевозимые в противоположном направлении, перекладывали в телеги и доставляли в Петропавловск.

Мечеть Акмолинска, XIX век
Мечеть Акмолинска, XIX век

Не удивительно, что Акмолинск и весь Акмолинской уезд превратились в главных поставщиков гужевого транспорта для караванов. Население специально для этого разводило верблюдов и занималось извозным промыслом, приносившим немалые выгоды.

Однако серьёзному экономическому развитию края препятствовало отсутствие современных транспортных путей сообщения. Ещё в 1879 году в Министерство коммуникаций России поступило предложение генерал-майора Михаила Дубельта построить железную дорогу между Тюменью и Акмолинском. Но из-за отсутствия солидных вкладчиков капитала долгое время этот проект оставался не реализованным. И лишь с приходом советской власти, в 1929 году железнодорожная ветка дотянулась до Акмолинска, что со временем превратило его в крупный транспортный узел.

В 1868 году административное деление региона изменилось. Согласно указу, подписанному императором Александром II, Акмолинск объявлялся областным городом, но с поправкой, что «до устройства в оном помещения для Областного Правления, управление сие временно остаётся в Омске». Именно этим можно объяснить то, что с 5 июля 1878 года и до прихода советской власти на гербе столицы Западносибирской губернии (как и на гербе Акмолинска) была изображена белая могила – Акмола с полумесяцем.

Герб Омска и Акмолинска
Герб Омска и Акмолинска

Немало историй, связанных с Акмолинском, дошло до наших дней. Но крайне редко они повествуют о том, что сохранилось до настоящего времени. В этом смысле, пожалуй, самым известным является рассказ об одном из городских жителей, точнее о дереве, посаженном им.

С конца XIX века интеллигенция и местные предприниматели взялись за активную работу по благоустройству и озеленению областного центра для чего садились деревья и разбивались сады.

Приказчик Халил Негматуллин тоже не остался в стороне от благого начинания, взяв за правило отмечать посадкой дерева рождение своих детей и внуков. За ним закрепилась слава акмолинского мичуринца, так как ему как никому другому удавалось выращивать в засушливой степи плодовые деревья и собирать с них богатый урожай яблок, груш, вишен и слив.

Но одно дерево, привезённое Негматуллиным из Кокчетава, с места, где находилось родовое имение хана Абылая, отличалось особенной крепостью и ветвистостью.

Дореволюционный Акмолинск
Дореволюционный Акмолинск

В огненные 1917–1918 годы городской сад на берегу Ишима часто горел, а в голодные 1920-1930-е был подчистую срублен. Но дерево Негматуллина, как заговорённое, не поддавалось ни пожарам, ни топору. С тех пор много воды утекло. Но и поныне стоит в городе заветное дерево, выслушивая желания людей, верящих в то, что они непременно исполнятся.

В эпицентре целинной кампании

Не обошла Акмолинск стороной и Великая Отечественная война. Отсюда ушли на фронт сформированные из призывников Акмолинской, Карагандинской, Кокчетавской, Северо-Казахстанской и Кустанайской областей 310-я, 387-я, 29-я стрелковые и 106-я кавалерийская дивизия. Из 9783 акмолинцев, принявших участие в боях с фашистскими захватчиками, не вернулись домой 7414 человек. 38 воинов-акмолинцев были удостоены звания Героя Советского Союза, семеро – награждены орденами Славы трёх степеней.

Пятидесятые годы XX века вдохнули новую жизнь в Северный Казахстан и в том числе и в Акмолинск. Причём импульс последовал из Москвы, где в феврале-марте 1954 года прошёл очередной пленум ЦК КПСС. На этом партийном форуме было принято решение: существенно, на 35–40%, увеличить в ближайшие годы в стране производство зерновых. Ведь несмотря на то, что Советский Союз едва-едва оправился от послевоенной бескормицы, угроза голода по-прежнему сохранялась. К тому же планируемый в государстве промышленный рывок должен был быть обеспечен надёжным сельскохозяйственным тылом.

Для того чтобы выполнить поставленную задачу Госпланом СССР было предложено мобилизовать во всесоюзном масштабе трудовые ресурсы и с их помощью распахать и засеять хлебными зерновыми культурами не менее 43 миллионов гектаров неосвоенных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны. Так был запущен проект «Целина».

Освоение целины в Казахстане
Освоение целины в Казахстане

На призыв принять участие в «битве за хлеб» откликнулись добровольцы со всех уголков огромной страны. И первые годы для них, действительно, проходили в условиях больше напоминавших военные будни. Например, комсомольцы-первопроходцы ехали на новое место работы как на фронт: в вагонах-теплушках.

Люди разных судеб и профессий: механизаторы, агрономы, учителя, художники, строители, военные, журналисты – все, напевая популярную в те годы песню «Едем мы, друзья, в дальние края, станем новосёлами и ты и я», снялись с насиженных мест и в едином порыве приехали в том числе в необжитую неприветливую казахстанскую степь. Здесь поначалу не было ни дорог, ни жилья, ни зернохранилищ, ни техники. Поэтому новую жизнь труженикам-энтузиастам пришлось начинать, как говорится, с чистого листа.

В Казахстане плацдармом для освоения целины стал Кустанай, но её центром – именно Акмолинск. Дело в том, что к 1950-м годам здесь окончательно сформировался главный транспортный узел Северного Казахстана, состоящий из 4-х магистральных железных дорог и 4-х автодорог республиканского значения.

-8

В 1960 году город стал центром Целинного края, представлявшего собой надрегиональное образование, созданное из 5 североказахстанских областей. И вполне логично, что 20 марта 1961 года Акмолинск, фактически являющийся центром всесоюзного освоения североказахстанской и южносибирской целины, был переименован в Целиноград.

К тому времени в городе проживало уже 100 тыс. человек и действовало два крупнейших в республике завода – «Целинсельмаш» и «Казахсельмаш». В 1961–1962 годах краевая столица приросла на юго-востоке новыми жилыми районами, застроенными многоэтажными домами по типовым проектам. Именно в Целинограде появились знаковые здания: Дворец целинников (ныне «Конгресс-холл»), Дом молодёжи (дворец «Жастар»), гостиница «Ишим» (гостиница «Гранд Парк Есиль»).

Целиноград, 70-е годы XX века
Целиноград, 70-е годы XX века

Однако история освоения целины имела недолгое продолжение. Проблема, с которой пришлось столкнуться покорителям степи, нашла своё отражение в строках поэмы «Орлиная степь», написанной казахским поэтом Джубаном Мулдагалиевым:

Хоть семь потов сойдёт с людей –

Им не увидеть урожая,

Коль грянет летом суховей,

Колосья насмерть поражая…

Несмотря на то, что первое время целинные и залежные земли давали богатый урожай, в последующие годы их производительность начала снижаться. Причиной этому стала ветровая эрозия почв, подвергшихся распашке. Неприступная степь отвечала на вторжение людей пыльными бурями. И даже разработанная в краткие сроки почвозащитная система земледелия не решила в корне проблему. Поэтому в итоге руководство страны приняло решение о прекращении эпического сельскохозяйственного эксперимента.

Но несмотря на то, что в 1965 году Целинный край решением республиканских властей был упразднён, название краевой столицы – Целиноград – осталось. Город продолжал расти и развиваться. И хотя он не догнал по населению и экономической мощи угольную Караганду, тем не менее, стал вторым по величине на севере республики.

Принимая «столичную» эстафету

После провозглашения Казахстаном независимости в 1991 году в летописи города открылась новая страница. 6 июля 1992 года ему было возвращено историческое название Акмола. А ровно два года спустя Верховный Совет Казахстана принял постановление о переносе столицы из Алматы в Акмолу.

Причин было несколько. Во-первых, прежняя столица была расположена слишком далеко от географического центра страны. Во-вторых, население мегаполиса приблизилось к 1,5 миллиона человек, и город, окружённый горами, оказался настолько плотно застроен, что в нём фактически не осталось перспектив для развития дополнительных территорий. В-третьих, год от года экологическая обстановка в южной столице становилась всё хуже из-за увеличивающегося количества транспорта.

На этом фоне новоизбранная столица выигрывала по многим показателям. У неё был демографический и территориальный потенциал, удачное месторасположение, близость к главным экономическим центрам и артериям страны, развитая транспортная инфраструктура и естественная окружающая среда.

Переходный процесс по определению статуса закончился 10 декабря 1997 года, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял окончательное решение о переносе столицы. И через полгода – 10 июня 1998 года – состоялось международное представление Акмолы в качестве казахстанского «города №1».

Месяцем ранее Указом Президента Казахстана Акмола была переименовала в Астану (в переводе с казахского – «столица»). Свой праздник – День столицы, который является государственным, она ежегодно отмечает 6 июля, так как именно в этот день Верховный Совет Казахстана принял постановление о переносе столицы страны.

EXPO-2017, г. Астана
EXPO-2017, г. Астана

После произошедших изменений Астана пережила бурный рост, за короткий промежуток времени став вторым по величине городом Казахстана с площадью более 700 км², войдя в число городов-миллионников в июне 2017 года. Таким образом, старый город, расположенный на правобережье Ишима, дополнился новой частью на левом берегу и увеличился чуть ли не втрое.

За короткий срок Астана обрела статус общенациональной идеи, став символом независимости, глобального успеха государства и признанным центром Евразийского пространства. Город, будучи самой «молодой» в мире столицей, широко раскрыл двери для гостей, стремясь углублять связи добрососедства и дружбы. Неоднократно здесь принимались различные форумы, конгрессы, съезды лидеров мировых и традиционных религий и другие мероприятия международного значения. Среди них исторический саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (2010 г.), первый в истории саммит Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям и юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (2017 г.), а также международная выставка EXPO-2017. В 2006 году мегаполис принимал участников и гостей IV молодёжных Дельфийских игр государств – участников СНГ, а в начале 2011 года – спортсменов и зрителей VII зимних Азиатских игр.

-11

В силу естественных причин с переносом столицы произошло и общенациональное перераспределение трудовых ресурсов: высококвалифицированные кадры из Алматы устремились на новое место. Благодаря этому Астана, ежегодно прирастающая числом жителей, стала центром политики, экономики, науки, образования и культуры. Сегодня здесь функционируют отделение Национальной Академии наук, Национальный космический центр, многочисленные образовательные учреждения, Национальная библиотека, Национальный музей, современные арт-галереи, Центр социально-экономических технологий, бизнес-центры, детские парки, водные аттракционы, учреждения здравоохранения и другие объекты городской инфраструктуры.

«Цветок пустыни» в безбрежной степи

Своё последнее название казахстанская столица получила 20 марта 2019 года, когда новоизбранный Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей инаугурационной речи предложил переименовать Астану в Нур-Султан, в честь первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Эта инициатива была поддержана Парламентом, а затем и депутатами городского маслихата.

Глядя на темпы роста строительства города, можно сказать, что его развитие стало самым грандиозным мегапроектом за последние десятилетия на всём постсоветском пространстве. И такое понятие как «буйство современной архитектуры» в полной мере относится к Нур-Султану.

По сути, мегаполис явился экспериментальной площадкой мировой архитектурной мысли. В его облике гармонично слились восточные традиции и дерзкие находки ведущих западных мастеров зодчества.

Достаточно сказать, что к разработке генерального плана города приложил свою руку известный японский архитектор Кисё Курокава, автор проектов Музея Ван Гога в Амстердаме, международного аэропорта в Куала-Лумпуре, Национального этнологического музея в Осаке и футбольного стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге. Вписанные в проект мастера архитектурные ансамбли сочетают в себе современный дизайн и азиатский колорит.

К преображению казахстанской столицы оказался причастен британский архитектор, родоначальник стиля хай-тек Норман Фостер, агентство которого разработало проекты неповторимых Дворца мира и согласия, крупного торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр», Библиотеки Первого Президента и многофункционального комплекса «Абу-Даби Плаза», возвышающегося над поверхностью земли на 382 м и являющегося самым высоким зданием в Центральной Азии.

Хан Шатыр
Хан Шатыр

Оставил свой след в архитектурной летописи города и знаменитый итальянец Манфреди Николетти, по чьим чертежам был возведён один из самых больших концертных залов в мире (на 3,5 тысячи мест), в здании которого расположились также магазины, террасы ресторанов, выставочные залы и два кинотеатра. Это творение из стекла и камня маэстро сравнил с «цветком пустыни», имея в виду засушливые казахстанские степи.

Концертный зал (архитектор Манфреди Николетти)
Концертный зал (архитектор Манфреди Николетти)

Выезжая на пересечение двух крупных магистралей Нур-Султана – проспекта Республики и улицы Бараева, можно увидеть величественный белоснежный ансамбль Президентского центра культуры Республики Казахстан. Это одно из самых красивых городских сооружений. И если смотреть на него с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, что здание центра похоже на солнце: круг с расходящимися на четыре стороны света лучами. Этот символ является традиционным для казахской культуры.

Венчает архитектурную композицию пятиэтажного музея голубой купол, возвышающийся над землёй на 38,5 метра и придающий ей особый восточный колорит.

Визитной карточкой казахстанской столицы является архитектурное сооружение «Байтерек» (казах. «тополь»), находящееся в самом центре столицы. Это грандиозное сооружение из металла, стекла и бетона вознеслось над окружающим городским ландшафтом на высоту 105 м. Оно представляет собой конструкцию, состоящую из пятисот опор. Её шарообразная верхняя часть диаметром 22 метра сделана из стекла «хамелеон», которое изменяет свой цвет в зависимости от освещения.

Монумент Байтерек
Монумент Байтерек

Монумент олицетворяет собой представление казахского народа о мироздании. Согласно преданию, Байтерек – древо жизни, к которому стремится священная птица Самрук. Она укрывается в его высокой кроне, чтобы отложить золотое яйцо – Солнце, дающее жизнь и надежду. Структура башни символизирует три основы мироздания – подземный, земной и небесный миры.

Любой желающий может подняться на верхний уровень этой величественной башни и оценить красоту огромного города. Отсюда открываются потрясающие панорамные виды молодой столицы. И лучше всего оказаться здесь на исходе дня, когда сумерки только начинают разливаться вокруг, а искры электрического света на глазах превращают городское пространство в разноцветную мозаику, переливающуюся, движущуюся.

И хотя туристический сезон в Нур-Султане открыт круглый год, есть мнение, что лучше всего приезжать сюда не во время цветения клумб и буйства фонтанов, а зимой. Где ещё в мире увидишь такое – величественный Город Будущего среди снегов и морозов под бескрайним синим небом Великой Степи?

Вам могут быть интересны статьи:

-15