Найти тему
Александр Матусевич

Хоровое разноцветье Европы

В начале мая маленький и уютный швейцарский Базель на неделю превращается в хоровую столицу континента: каждые два года здесь проводится Европейский фестиваль молодежных хоров, на который съезжаются лучшие детско-юношеские хоровые коллективы "от Атлантики до Урала". В мае 2016 года фестиваль состоялся уже в десятый раз, отметив двойной юбилей - десятый форум прошел одновременно в двадцатую годовщину существования самой институции

Устроители этого музыкального праздника ведут строгий, фактически конкурсный отбор приглашенных (в особенности это касается иностранных участников), лично выезжают для очного знакомства с коллективами-претендентами. Достаточно сказать, что от России, например, в этом году было подано полсотни заявок, а в итоге, как и полагается, был отобран только один коллектив. К участию в фестивале были приглашены восемнадцать хоров – семь представляли хозяйку фестиваля Швейцарию, и по одному от таких стран как Бельгия, Болгария, Грузия, Греция, Нидерланды, Норвегия, Россия, Швеция, Испания и Турция, а также традиционно один неевропейский участник фестивальной программы – на этот раз им был коллектив из далекой и экзотической Индонезии. Российскую Федерацию в 2016 году имел честь представлять московский Детский хор «Весна» имени А.С.Пономарева (художественный руководитель Надежда Аверина) – лауреат многих международных конкурсов и фестивалей, коллектив, только в прошлом году отпраздновавший свой полувековой юбилей.

Всю неделю Базель жил по законам музыки. Для нужд фестиваля были отданы все залы (включая оперный театр и филармонию) и храмы города, а также ряда пригородов, где также проходили концерты. Жители города размещали у себя юных музыкантов, разбирая их «по семьям»: ведь для такого небольшого поселения, как Базель, восемнадцать хоровых коллективов – это целое вавилонское столпотворение; город, хотя и привлекает активно туристов, его гостиничные площади не рассчитаны на такие массовые заезды, да и финансирование фестиваля, хоть и щедрое (фестиваль поддерживают город и кантон, Евангелическо-лютеранская церковь, ряд фондов и компаний), но не безразмерное. Радушию базельцев нет границ: они искренне и с огромным энтузиазмом, что называется, «всем миром» участвуют в фестивальном движении. Это же было заметно и по посещаемости концертов: в таком небольшом городке с публикой проблем не возникло ни на одном мероприятии – напротив, мест всё время не хватало, и люди стояли в проходах и вдоль стен церквей и залов. Такое стремление к приобщению к музыке вызывает неподдельное уважение и даже восхищение. Фестивальные выступления проходили и на площадях города – у ратуши и в ее внутреннем дворе, у городского театра, у кафедрального готического собора Мюнстера и во многих других истинно очаровательных уголках старинного поселения на Рейне.

Помимо концертов на различных площадках у фестиваля есть несколько объединяющих всех участников программных идей. Первая из них вылилась в любопытную акцию на площади Мюнстерплац, своего рода флешмоб, когда все коллективы-участники, прибывая в условленное место с разных сторон, исполняли свои национальные мелодии, которые сливались в авангардное звуковое «варево». Акция носила название «Сила музыки»: из какофонического «протобульона» постепенно рождалась объединяющая всех простая мелодия, заполонявшая постепенно всю огромную площадь.

-2

Вторая идея – композиторский конкурс. Участникам загодя были разосланы несколько швейцарских народных песен, которые предлагалось аранжировать композиторам разных стран, придав неповторимые национальные черты той страны, к культуре которой принадлежит аранжировщик. На грандиозном концерте в базельском «Штадтказино» (несмотря на оттенок фривольности в названии, по сути, это старинный зал филармонического формата, с органом и прекрасной акустикой) хоры-участники представили композиции четырех победителей-аранжировщиков, предложивших наиболее оригинальные варианты композиций, удачно сплавив разнородные национальные черты своих культур с швейцарскими оригиналами. Ими оказались норвежец Франк Хаврёй, болгарин Стоян Пауров, голландец Ханс Касса и турок Хасан Уджарсу, результаты творческого эксперимента которых на концерте под названием «Цвета культур» были исполнены Болгарским женским академическим народным хором (хормейстер Костадин Бураджиев), норвежским молодежным хором «Скола канторум» (хормейстер Тоне Бьянка Спарре Даль), Нидерландским женским молодежным хором (хормейстер Вильма тен Вольде) и турецким молодежным хором «Богазиджи» (хормейстер Масис Арам Гозбек).

Музыкальный праздник в Базеле показал благополучие молодежного хорового движения в Европе: все участвовавшие хоры демонстрировали высокий или даже очень высокий, безусловно, профессиональный уровень мастерства. Несмотря на естественную разность хоров с противоположных концов континента, на фестивале можно было увидеть и общие тенденции, общие черты, характерные практически для всех участников. Во-первых, это интерес к современной музыке, которая заметно превалировала в концертных программах: стили, в которых творят современные композиторы, очень разные – кто-то «смотрит» в музыкальное прошлое Европы, стремясь найти там вдохновение, кто-то, наоборот, устремлен исключительно в будущее и экспериментирует очень смело, иногда даже экстремистски. Понятно, что далеко не все современные композиции «тянут» на гениальность, много музыки проходной, внешне эффектной, но неглубокой, однако в любом случае это интересный, живой творческий процесс, презентация музыки, рожденной в наше время.

Во-вторых, огромное значение в выступлениях хоров сегодня играют элементы шоу: стародавний образ академического хора, как статуарного поющего монолита, более не соответствует действительности. Хоры активно двигаются, сцендвижения профессионально поставлены, срежиссированы и отрепетированы до автоматизма, меняют костюмы, активно задействуют всевозможные музыкальные инструменты сопровождения (бубны, маракасы, треугольники, металлофоны и прочее) – просто петь, это уже скучно. Конечно, такой подход в эмоциональном плане сильно облегчает восприятие музыки публикой – концерт-шоу «проглотить» гораздо проще, что отвечает духу современности с господством клипового сознания. Но в известной степени это влияет и на репертуар, на выбор программ – не всякому произведению, в особенности высокой классики, например, из эпохи романтизма, подходит разнообразный «оживляж», стало быть, выбор часто делается именно в пользу не музыкально ценных, но эффектных, ярких произведений. Как следствие, по-настоящему большой музыки на фестивале звучало не так уж и много: московский хор «Весна» пел Даргомыжского, Бородина, Рахманинова, Кастальского и Чеснокова, оказавшись, пожалуй, самым академичным по репертуару (и при этом одним из самых молодых) из участников, у остальных же хоров великие композиторы звучали нечасто – Пуленка пели голландцы и швейцарцы, Дебюсси – швейцарцы-франкофоны и опять же русские, Пярта – норвежцы, Шютца и Шумана, Малера и Барбера – немецкоязычные швейцарцы, Верди – голландцы, Теодоракиса – греки.

-3

На фестивале прозвучали и хоровые произведения крупной формы – они были исполнены совместно несколькими хорами в сопровождении камерных оркестров. Правда, крупная форма была представлена лишь наиболее популярными классическими произведениями, звучащими в разных залах Европы и мира постоянно. Кантата «Stabat Mater» Перголези была исполнена в церкви святого Петра совместно хором «Весна», Кантональным хором девочек Базеля (хормейстер Марина Нидель) и швейцарским Большим детским хором «Schola de Sion» (хормейстер Марк Бохуд) в сопровождении барочного оркестра «Каприччио» при участии солисток Грейс Ньюкомб (сопрано) и Аны Марии Фонсека-Нуньес (контральто). Реквием Моцарта прозвучал в церкви святого Мартина силами четырех швейцарских коллективов в сопровождении базельского оркестра «Juventus Musica» под управлением Кристофа Хульди при участии солистов Габриэлы Глаус (сопрано), Александры Майер (меццо-сопрано), Тимоти Лоу (тенор) и Тобиаса Вурмеля (бас).

"Музыкальная жизнь", № 6, 2016