Часть вторая
Ирина оказалась умной и прозорливой правительницей. Кроме того, ей довольно быстро удалось разобраться с пятью братьями покойного мужа.
Дело было так. Через 40 дней после ее регентства партия иконоборцев во главе с родственниками покойного императора Льва подготовила переворот. Целью значился захват власти и возведение на престол старшего брата Никифора. Благодаря верным людям, которые молодая правительница всюду имела, заговор был сразу раскрыт. Основные участники схвачены, подвергнуты бичеванию и сосланы.
Царевичей пострижены в монахи и рукоположены́ в сан дьяконов и священников. А уже 25 декабря 780 года на праздник Рождества Христова Ирина при всем честном народе заставила их служить в храме Святой Софии, давая тем самым понять, что они не имеют никаких прав на престол. В этот же день, по словам Феофана, Ирина вернула в храм корону, ранее изъятую ее мужем Львом. Словом, править эта женщина начала по-мужски и твердой рукой.
Практически сразу Ирина начинала высказывать поддержку иконопочитанию. Первым делом, она вернула монахов, ранее отправленных в ссылку. В Халкидон были торжественно возвращены мощи мученицы Евфимии Всехвальной, которые император Константин Копроним в период иконоборчества приказал выкинуть в море. Как повествует Священное Предание, их обнаружили у берегов острова Лимасол и затем тайно спрятали в местной церкви. Сейчас мощи святой покоятся в серебряной раке, изготовленной в России, в соборе Святого Георгия в Фанаре.
Осторожная правительница
Однако религиозную политику Ирины в этот период следует назвать умеренной. Молодая правительница вела себя довольно осторожно, ибо очень боялась настроить против себя армию, которая в большинстве своем находилась на стороне иконоборцев. Подобное противостояние в период войны с арабами и балканскими славянами могло ей только сильно навредить.
В 781 году она заключила вынужденный мир с арабами, а уже через год одержала убедительную победу над славянами в Греции. Это был несомненный успех. Однако ей требовалась более серьезная поддержка.
Поэтому в 783 году Ирина обручила своего несовершеннолетнего сына с 8-летней дочерью франкского короля Карла Великого Ротрудой. Брак сей сулил Византии и лично ей серьезные выгоды. К девочке приставили евнуха Элизия. В его обязанности входило обучать юную невесту греческому языку и византийским обычаям.
В целом царица может быть спокойна — она достаточно укрепила свою власть, следовательно, следовательно, ей ничего не мешает вернуться к восстановлению иконопочитания.
Подготовка к Вселенскому Собору
В 784 году константинопольский патриарх Павел, который всегда поддерживал иконопочитание, удалился в монастырь святого Флора. Однако перед тем, как принять схиму и объявить о своем отречении от патриаршества, он передал послам Ирины пожелание провести церковный собор: «если не будет вселенского собора и не исправится погрешность среди нас, то вам не иметь спасения». Но увидеть, как это будет проходить, ему не удалось. Павел умирает...
Во время подготовки к проведению Вселенского собора Ирина сумела организовать избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла. Само собой разумеется, новый патриарх полностью пребывал на ее стороне...
Когда императрица выступила с приветственной речью в Мангаварском дворце из зала, тут же стали раздаваться в поддержку некого Тарасия, который, кстати, не был духовным лицом, а занимал должность ее секретаря. По странному совпадению, сама Ирина также пожелала видеть патриархом Тарасия. В итоге, он согласился, хотя поначалу было публично объявлено, что «мы его же назначаем, но он не слушается».
Тарасий, кстати, он принадлежал очень знатному роду, произнес долгую речь о необходимости проведения Вселенского собора. Оппозиция, которая существовала во все времена и всегда была активной, стала кричать, что созыв Собора нецелесообразен. Но так как на Соборе 754 года уже было принято решение, осудившее иконопочитание, но их никто слушать не стал. Большинство выступало за возврат икон.
Тарасия довольно быстро возвели во все степени священства и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова поставили константинопольским патриархом. С первых дней он активно приступает к работе. Прежде всего он разослал изложение своего вероисповедания всем предстоятелям церквей, включая папу римского Андриана. Одновременно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, ее сына Константина и самого Тарасия.
Ответ от папы Андриана пришел 25 октября 785 года. Несколько позже его с сокращением неприятных для константинопольского патриархата высказываний, которые касались главенства Рима в христианской церкви, он был зачитан. Верховный понтифик высказался, что считает возможным восстановление иконопочитания и согласился на проведении Собора.
Но при этом высказал несколько условий: торжественное анафематствование иконоборческого собора 754 года в присутствии папских легатов; предоставление императрицей, патриархом и Сенатом письменной гарантии неприкосновенности папских легатов; возвращение в ведение Римской церкви областей Южной Италии, ранее переданных императором Львом III Исавром в ведение Константинопольского патриархата; неиспользование константинопольским патриархом титула «Вселенский».
Кроме того, он назначил на Собор своих двух легатов -пресвитера Петра и игумена Петра, а также назвал Ирину и ее сына новым Константином и новой Еленой.
Открытие Собора было назначено на 7 августа 786 и должно было проходить в Константинополе. Прибывшие на мероприятие епископы-иконоборцы уже до открытия Собора начали вести переговоры с военными, желая заручиться их поддержкой.
А в канун указанной даты перед храмом Святой Софии состоялся митинг с требованием не допустить открытия Собора. Но, несмотря ни на что, Ирина, что говорит об ее твердости, не стала изменять назначенной даты. 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм с криками «не допустим, чтобы вы отвергли догматы царя Константина» ворвались вооруженные воины.
Они также кричали: «пусть будет твердым и непоколебимым то, что на своем соборе он утвердил и законоположил; мы не допустим, чтобы в храм Божий вносили идолов (так они называли святые иконы); если же кто осмелится не повиноваться определениям собора Константина Копронима и, отвергая его постановления, станет вносить идолов, то сия земля обагрится кровью епископов»...
Епископам ничего не оставалось, как разойтись. Но неудача не остановила Ирину и она приступает к подготовке созыва нового Собора.
Часть первая по ссылке
Часть третья по ссылке
Часть четвертая по ссылке
Окончание по ссылке
Публикация по теме: Путь от блудницы до святой