Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ, АНТИСЕМИТИЗМ - ЧЕРТА НЕДАЛЕКИХ И ОДЕРЖИМЫХ ЛЮДЕЙ


.
Антисемитизм - это род культурной недалекости, род духовной неотесанности. В качестве возражения антисемитам , можно привести в пример таких гениальных людей еврейского происхождения, как Пастернак, Мандельштам , или поэт Вениамин Блаженный, не говоря о таких святых людях как Януш Корчак, ставших жертвами, во имя любви к Богу и к людям. Евреи - умные и одаренные люди, и помимо многих своих лучших врожденных качеств, интереснее и дальновиднее они даже самых умных антисемитов - своей свободой взгляда, как и пророческим, иногда парадоксальным чувством истории. Возможно, именно этим и объясняется , почему некоторые евреи, способны даже, на такое преступное явление как немецкий фашизм, или, даже антисемитизм взглянуть - как то неожиданно, как, может быть, недавно, скандально это сделал литературовед и писатель Дмитрий Быков. Может быть , взгляд Дмитрия Быкова на немецкий фашизм (даже, в сопоставлении его с преступлениями сталинизма) исторически сомнителен , и во многих чертах спорен, и провокационен, но во всяком случае это говорит о способности Быкова - взглянуть за горизонты истории , очерчивая их иные , не освещенные возможности, взглянуть на какие- то чуждые ему явления без личной , кровной мести - особенно если учитывать еврейское происхождение самого Дмитрия Быкова . Именно эта черта и говорит о внутренней свободе Дмитрия Быкова. В связи с этим, вспоминаю и о том, как крупный еврейский философ Мартин Бубер, чуть ли не положительно писал об антисемитизме, (считая, антисемитизм, перед угрозой которого евреи не только объединились, но и обрели свое библейское самосознание неким божественным допущением свыше), как вспоминаю и о том как Ханна Арендт выступая в заседании суда над пойманным нацистским преступником Эйхманом, просила его отпустить - к удивлению израильских судей и свидетелей .Это казалось странным, ибо у Ханны Арендт погибли родственники в концлагерях.Уж казалось бы, кому, как не этой женщине требовать мести и самого справедливого суда над преступником, повинного в массовых смертях самых беззащитных людей. Но Ханна Арендт была, прежде всего, подлинным философом.

Она мотивировала свою точку зрения тем, что Эйхман, по вине , и по причине личного , прямого участия которого, погибли тысячи евреев , был лишь колесиком в преступной машине нацистского государства, который творил свои преступления не по своей воле, в виду, чего обвинять его в совершенных им преступлениях не имеет смысла. С точки зрения Ханны Арендт, Эйхман не был, даже, личностью , которую можно судить за ее вменяемый, этический выбор. В этом и состоит свобода взгляда подлинно библейского героя. Когда, как антисемиты не способны в евреях увидеть ничего положительного, святого, или гениального, которое несомненно в них есть, и всегда было. Поскольку, у антисемитов нет внутренней свободы, да и сам антисемитизм это лишь одержимость, (почему, на мой взгляд, антисемитизм - не может сочетаться с христианством.) У еврейского, говоря шире, библейского взгляда, всегда есть перспектива и будущее - чем он и примечателен. У антисемитизма же, не может быть, никаких, ни культурных ни исторических, ни религиозных перспектив.

Поскольку, антисемитизм - это черта ограниченных людей.

Ханна Арендт
Ханна Арендт