Очередной громкий скандал по поводу культурной апроприации произошел на этой неделе в социальных сетях. Новозеландскую компанию Kiwi, а точнее ее производителя джина - компанию Indiginous Gin, обвинили в присвоении и оскорбляющем использовании культурного наследия коренного народа Маори, проживающего на территории Новой Зеландии еще со времен, предшествующих прибытию европейцев.
Все началось с того, что один из жителей Веллингтона сделал репост на своей странице в социальной сети фотографии алкогольного магазина, на которой запечатлены 6 женщин европейского происхождения с бокалами в руках и постер с рекламой джина. На этикетке и бутылке джина размещено слово «Indiginous» и традиционный рисунок татуировки народа Маори. В своем тексте к фотографии пользователь обвинил производителей джина в воровстве чужой культуры.
В течение нескольких следующих часов производители джина и магазин подверглись самой резкой критике со стороны пользователей социальных сетей, которые призывали компанию сменить наименование и прекратить продажи джина. Представители народа Маори тоже отреагировали на пост и крайне возмутились производству и продаже джина с оскорбительной этикеткой.
Представители Маори и специалисты по культуре и истории настаивали на том, что продажа джина в таком виде – настоящая культурная апроприация. Во-первых, словесный элемент «indiginous» четко ассоциируется со словом «indigenous», которое имеет очень важное значение для коренных народов и в переводе с английского языка означает «коренной, туземный, индейский, самобытный». Во-вторых, это слово используется в отношении алкоголя, что для многих коренных народов является оскорбительным. Алкоголь был привезен в Новую Зеландию колонизаторами и использовался как средство покорения коренного населения. Колонизаторы умышленно спаивали аборигенов, чтобы те теряли волю к сопротивлению. Что касается татуировки, ее рисунок имеет сакральное значение - татуировки Маори указывают на статус их носителя, на его единения с богами, мудрость и храбрость, а также придают ему силу.
Indiginous Gin заявили, что работа над этикеткой для данного продукта продолжалась почти два года при участии самоанского художника, выросшего среди коренного народа Маори в Новой Зеландии, и что у компании не было цели оскорбить народ Маори, наоборот, цель производства такого джина - восхищение культурой коренного народа Новой Зеландии. Более того, слово «indiginous» не имеет смыслового значения в английском языке, оно всего лишь созвучно со словом «indigenous». Тем самым в названии компании и на этикетке отображена игра слов, смысл которой следует трактовать гораздо шире, чем просто значение «коренной народ».
Спустя более года продаж под давлением критики из социальных сетей в среду компания Indiginous Gin приняла решение остановить дальнейшую реализацию джина. Также компания удалила свои аккаунты в Facebook и Instagram. Алкогольный магазин, где была сделана фотография, тоже убрал со своих полок «джин раздора».
Тем не менее, компания Indiginous Gin заявила, что она не собирается менять свое наименование, поскольку его использование было одобрено Консультативным Комитетом Маори при Патентном Ведомстве Новой Зеландии.