Самая лучшая система – эта та система, которая не требует постоянного контроля. Звучит как-то нереально. Правда? В действительности так оно и есть. Как выстроить такую систему?
Руководству следует выстраивать работу с персоналом так, чтобы каждый сотрудник понимал что он является важным винтиком системы.
Что нужно делать руководству?
- Обучение. Постоянное обучение персонала. Обучение должно строиться на основе не нравоучений, разбора полетов, штрафных санкций, поиска виновных. Обучение должно быть направлено на объяснение важности всех аспектов деятельности и поиска причин тех или иных несоответствий процесса. И самое главное – простым и доступным языком.
- Обеспечение персонала всеми необходимыми ресурсами для выполнения поставленных задач – человеческие, финансовые, временные ресурсы. Примечание: Этот пункт следует рассматривать отдельно. Сюда относится адекватный график работы без переработок, адекватная заработная плата, регламентированные перерывы в процессе работы и прочее.
- Четкое распределить ответственность и полномочия в системе. В статье "Типичные ошибки на пути разработки и внедрения системы ХАССП" об этом подробнее.
- Обеспечение персонала необходимыми материалами для работы и для поддержания достаточного уровня гигиены на рабочем месте. К материалам я отношу и оборудование, и рабочий инвентарь, и средства гигиены. Также немаловажным является удобство пользования данными материалами.
- Мотивировать персонал на результат. При этом, мотивация может быть материальная, социальная и психологическая.
- И самое главное – демонстрировать свою приверженность к качеству, демонстрация желаемого поведения на личном примере.
В погоне за прибылью, большинство производителей не думают о качестве и безопасности своего продукта. Не думают о прибыли в долгосрочной перспективе. Казалось бы, сделай хороший, качественный продукт и люди будут покупать его на постоянной основе. Часто бывает так - человек однажды купил и больше не возвращается в магазин за этим товаром. Производители делают акцент на красивой упаковке, удешевляют продукт за счет дешевого сырья, а внутри нечто непонятное.
Примеры из практики
Первый случай: На одном из предприятий в Инструкции было требование по запрету ношения ювелирных украшений. При этом была оговорка, что допускается ношение религиозных украшений. Фраза в инструкции была куда более заковыристей и приводило к полному противоречию к изначальному требованию. В своей статье "Попадание посторонних предметов в продукт на пищевом предприятии. Способы минимизации рисков" я уже упоминала об этом случае. Что из этого вышло? Рабочий персонал рассуждал следующим образом. "Если ему можно, почему нельзя мне"? "Чем отличается ношение цепочки с крестом от ношения цепочки с обычным кулоном?"
Самое забавное, что у данного предприятия риск попадание посторонних предметов в продукт был существенным по ХАССП-анализу и контроль должен быть очень строгим. Мое мнение: в требованиях не должно быть исключений. Руководство предприятия пыталось быть в диалоге с персоналом, понять его и пойти на уступки. Руководство переборщило с лояльностью.
Второй случай: В результатах исследования готового продукта выявлены бактерии группы кишечной палочки. Кто хоть немного разбирается в микробиологии, тот знает, что БГКП – это санитарно-показательный микроорганизм. Если в продукте обнаружены БГКП, то скорее всего виноваты грязные руки. При условии исключения вероятности использования грязного сырья и грязного оборудования. Руководство предприятия приняло решение установить камеру в цехе напротив рукомойника и следить за процессом. В случае несоблюдения требований – денежный штраф! Рабочий персонал, понимая, что за ним ведут тщательную слежку – старательно и регулярно мыл и дезинфицировал руки в соответствии с требованиями инструкции.
Результат были потрясающий. С БГКП справились, продукт был чистым на выходе. Чего стоили такие усилия? Другими словами, если убрать камеру, персонал будет продолжать обрабатывать руки?
Мое мнение: как я уже писала выше - самая лучшая система – эта та система, которая не требует постоянного контроля.
Что в первом, что во втором случае есть свои «косячки». Везде должен быть грамотный и адекватный подход.
Система "Бургер на каждый день"
Есть такой эксперт по работе с персоналом – Александр Шемякин. В своем недавнем видео он рассказывал про управленческий бургер. Что это такое?
Александр говорит, что каждый день должен быть в режиме бургера. Персонал необходимо: вовлекать, приучать, требовать, заботиться. Только требовать или только заботиться - ничего хорошего не выйдет. Более подробно про «Бургер на каждый день» вы можете посмотреть ниже.
У меня все!
Если понравилась статья - буду благодарна за ваш лайк. Если не понравилась - буду рада комментариям, обсудим!