Найти тему
Культурная Карта

Петь или не петь, жить или умереть

В московском театре мюзикла сегодня премьера ― спектакль «ПраймТайм», поставленный не по сценарию, а по идее Михаила Швыдкого (либретто Елены Киселёвой). В нём сразу узнаётся универсальная история рождения почти голливудской звезды из глупенькой, наивной девочки, приехавшей в большой город из своего маленького, старенького городка, о каком Алексей Кортнев написал песню на музыку Максима Лепаж (Канада). Я пою эту песню третий день подряд… посмотрим, что будет с вами, когда вы её услышите.

Такие девочки и мальчики стремятся попасть на телевидение, а попадают в горнило под видом телешоу, где им сначала всё нравится, а потом наступает время решать: или ты тут, или тебя в этой истории нет. И начинается ломка. Им ломают судьбы… или они сами это делают с собой.

― И таких примеров миллион, ― говорит художественный руководитель театра Михаил Швыдкой. ― Это происходило что в советское время, что сейчас. Это ж нормальное желание ― вырваться из захолустья, добиться успеха в Москве.

-2

На мой вопрос, что даёт такая история московскому театру мюзикла, худрук, недолго думая, ответил так:

― Я долго ломал голову над тем, чтобы сделать современный социальный мюзикл. И это очень важно для меня. После «Принцессы цирка» и «Жизнь прекрасна», где много ностальгически прекрасных вещей, которые всё же обращены в прошлое, мне очень хотелось сделать современную социальную историю. А это всегда история про молодых людей, которые выбирают свой путь, как ни странно, в медийно-виртуальном мире. Если говорить о художниках, они сегодня между телевидением и интернетом, между славой на YouTube и разных каналах. Во второй части спектакля главная героиня становится звездой интернета. Но где она в итоге решит остаться? Это выбор, который ей предстоит самой сделать.

-3

― Мюзикл ― это же не документальная драма. Это даже не драма, ― говорит Швыдкой. ― Мюзикл живёт по своим законам. И мы старались сделать так, чтобы какие-то социальные мотивы, которые существуют в сегодняшней жизни, всё-таки прыгнули на нашу сцену. Это для нас было важно. Сегодня всё решает молодёжь. И от неё многое зависит ― зависит от того, насколько она имеет внутренний стержень, насколько готова испытывать себя соблазнами внешнего мира.

Если говорить о «ПраймТайм», то драматического тут достаточно. Но он всё же больше получился пародией на вокальное телешоу, да и любое шоу на ТВ, если не сказать ― что это пародия на всё телевидение, с его законами, правилами, теледивами, кумирами и... пресловутой «красотой», ради которой даже уборщица не мечтает о другой работе, потому что она уже «работает на телевидении»!

Как автор идеи, Михаил Ефимович предупреждает, что не нужно искать аналогии и сравнивать персонажей с реальными лицами.

― Я прожил всё-таки долгую жизнь и могу сказать, что человеческая жизнь ― это ряд компромиссов. Мы компромиссны с самого начала, потому что выбираем жизнь, а не смерть, хотя знаем, что в конце концов умрём. Человек понимает, что он смертен, тем не менее продолжает жить, делать карьеру, добиваться чего-то.

Возможно, поэтому главная героиня в конце концов сделает свой выбор, и он может совсем не понравиться нам, зрителям. Но это будет её выбор.

-4

Жить в компромиссе ― серьёзная тема, не такая простая, какой может показаться на первый взгляд. От простого личного компромисса в школе с учителем или драчуном с соседней парты, на работе с начальством или конкурентными коллегами, на улице или в транспорте, до политического и глобального. Вы же видите, что любой конфликт начинается тогда, когда люди идут на принцип.

― Идти на принцип ― сегодня значит прийти к самоуничтожению, ― считает Михаил Швыдкой. ― И тут каждый решает сам: жить в мире и компромиссе, или воевать и стоять на принципах. Дело в мере компромисса, в цене компромисса, в умении принять его или не принять, сделает это тебя счастливым или несчастным. Вот об этом наш новый спектакль.

В интернете, куда ушла главная героиня, куда уходят многие творческие люди (певцы, артисты, писатели...) своя несвобода.

― Здесь вы начинаете зависеть от подписчиков, начинаете работать на них, ― считает худрук. ― Там ещё есть власть экономики ― не менее жёсткая, чем на телевидении. Поэтому, куда бы ты ни попал, ты попадаешь в серию неких зависимостей. Французский писатель Шарль Нодье когда-то написал замечательную фразу: «Высшая свобода ― это возможность выбирать рабство по своему вкусу». Это то, о чём мы сделали свой спектакль.

А теперь, вы делайте свой выбор: идти или не идти, смотреть или не смотреть, а когда посмотрите, просто не торопитесь с выводами. Выпейте чаю…

Анжелика ЛУКИНА, фото автора и Любови АНТИПОВОЙ
Сообщество московских блогеров «
Люблю Москву»