Найти тему
GFN.RU Россия GeForce NOW

GeForce NOW и будущее облачного гейминга

Это перевод статьи The Verge об отношениях между Облачными сервисами и Издателями игр. С исходным материалом вы можете ознакомиться здесь. Мы добавим несколько комментариев в конце статьи.

Приятного чтива!

-2

Сервис облачных игр вызывает вопросы у разработчиков игр. И вот почему.

Очередной издатель убрал свои игры из сервиса GeForce NOW от NVIDIA. Все потому, что GeForce NOW, в отличие от таких конкурирующих сервисов, как Google Stadia, позволяет любому, кто уже приобрел игру на платформе Steam, запускать ее и в сервисе GeForce NOW.

Это не устраивает некоторых разработчиков игр, в том числе Рафаэля ван Лиеропа, режиссера и создателя инди-хита The Long Dark из компании Hinterland Studio. Лиероп потребовал удалить свою игру из сервиса, недовольный тем, что она была включена в платную версию GeForce NOW без его явного разрешения.

Такое случается уже не первый раз: Activision Blizzard и Bethesda убрали свои игры из GeForce NOW предположительно по тем же причинам. Никто из издателей не говорит явно о причинах удаления игр. Известно, что незадолго до удаления Activision Blizzard имел место лицензионный спор. Также споры вызывает тот факт, что NVIDIA не получала повторного разрешения разработчиков на сохранение игр в платном сервисе (Напомним, что до недавнего времени сервис оставался в режиме бета-тестирования)

Официальные комментарии издателей достаточно расплывчаты, что порождает всевозможные слухи. Существует мнение, что это может быть связано с отсутствием соглашения о разделении выручки между NVIDIA и издателем. Также говорят, что, возможно, крупные издатели хотели бы продавать игры своим существующим пользователям во второй раз при игре через стриминговый сервис — так, как это реализовано на Google Stadia.

Для игры в Stadia необходимо повторно купить игру специально для игры в облачном сервисе — даже если вы уже владеете ими в Steam. Многие крупные издатели подписались на присутствие в Google Stadia именно на таких условиях. Но опять же — это домыслы. Разработчики не распространяются о причинах удаления игр, так как NVIDIA честно и оперативно удаляет игры по первому требованию издателей. Складывается впечатление, что сервис зависит от доброй воли разработчиков.
С другой стороны Ван Лиероп является первым независимым разработчиком, вступившим в публичную полемику с GeForce NOW и прямо заявившим о том, что его не устраивает.

«Прошу прощения у всех, кто разочарован невозможностью играть в The Long Dark на GeForce NOW. NVIDIA добавила игру на свою платформу без нашего разрешения, поэтому мы попросили их удалить ее »

написал он в Twitter на выходных

«Пожалуйста, направляйте свои жалобы к ним, а не к нам. Разработчики должны контролировать, где распространяются их игры».
-3

Позже ван Лиероп добавил:

«Сегодняшний мир становится все сложнее для разработчиков: платформы меняются и появляются стриминговые сервисы. Поэтому разработчики должны иметь возможность решать, как и где их игры будут появляться — это ключевая часть бизнеса издателей».

Он сказал, что Hinterland может вернуть The Long Dark в сервис GeForce NOW в будущем, но текущая ситуация ему категорически не нравится.

Такая постановка вопроса смутила многих наблюдателей, особенно тех, кто уже пользуется или думает воспользоваться сервисом GeForce NOW.

-4

Почему разработчик игр может решать, на каком “железе” можно играть, и почему NVIDIA требуется разрешение, чтобы добавлять на свою платформу игры, уже купленные пользователем в Steam? Ведь сервис работает по принципу “подключи уже принадлежащие тебе игры”. Все это нетривиальные вопросы. Более того, ответы на эти вопросы определяют текущую ситуацию с развитием GeForce NOW и рынка облачных игр в целом.

Разгоревшийся спор, вызванный комментарием Лиеропа, будет на самом деле иметь далеко идущие последствия — стоит вникнуть в суть дела, чтобы понимать, что происходит с этим сегментом гейминга и что будет происходить в будущем.

По сути есть два взгляда на ситуацию - взгляд издателя игры и взгляд покупателя — и оба взгляда вполне имеют право на жизнь.

Для разработчиков и издателей игр копия игры в облачном сервисе отличается от физического диск с игрой, с которым вы можете делать все что угодно (в частности перепродавать). Виртуальная копия игры - это лицензия на использование виртуального товара в соответствии с лицензионными соглашениями — как производителя игры, так и платформы, которая ее продает (в данном случае Steam).

Разумеется, и у игр на физических носителях есть подобные лицензионные соглашения, так что вы не можете, например, скопировать игру на диск и продать его на Авито. Но вы можете продать физический диск с игрой обратно и это вполне законно.

Лицензия на игру не позволяет другой компании распространять ее, даже если вы лично купили лицензию. Это то, что происходит с GeForce NOW, и это важно понимать. По мнению издателей NVIDIA - это не просто аренда виртуальной машины. Компания арендует вам виртуальную машину, а затем распространяет видеоигру, проданную Steam по соглашениям, которые не включают NVIDIA (по крайней мере пока). Это не просто аренда оборудования.

NVIDIA по сути пытается встать в цепочку продажи и распространения ПО. Мы и раньше видели это на примере компаний, которые пытались аналогичным образом ворваться в цепочку дистрибуции — от провалившегося стриминга ТВ-программ Aereo до сервиса подписок на кинотеатры MoviePass. Это редко получается, поскольку компании либо договариваются с текущими игроками на рынке и обрекают себя на значительные лицензионные выплаты, либо продвигаются без разрешения и собирают судебные иски от издателей. Запуск новой модели дистрибуции силой по факту оказывается дорогостоящим и враждебным предприятием — и только несколько компаний, таких как Apple с iTunes, могут с уверенностью сказать, что у них это получилось.

Так что, даже если кажется, что перестройка системы дистрибуции — это не случай NVIDIA — юридически это именно так. Именно поэтому Steam запускает PC Café , сервис массового лицензирования, чтобы игровые клубы могли купить права на размещение приложений, уже купленных их посетителями. По этой же причине многие разработчики создают собственные лаунчеры для ПК. Они хотят лучше контролировать распространение игры — что важно для борьбы с пиратством, нарушением авторских прав и мошенничеством, а также для защиты интеллектуальной собственности от распространения способами, которые не нравятся издателю.

Хороший пример проблемы для разработчиков, порождаемой GeForce NOW - мобильные версии игр. Какой разработчик станет разрабатывать качественный мобильный порт своей игры с целью достичь новой аудитории, окупить инвестиции в доработку и получить какую-то прибыль — если GeForce NOW доступна на смартфонах (уже на Android), лишая смысла покупку мобильной версии? Такой сервис, как GeForce NOW, усложняет жизнь разработчиков, и, как отмечает ван Лиероп,

«чтобы быть по-настоящему ориентированным на пользователя, самое главное, что вы как разработчик должны делать - это вести устойчивый бизнес, чтобы поддерживать игру и своих клиентов в будущем.»

Он продолжает:

«Контроль вашего контента является ключом к этому».

Еще одна проблема для разработчика — GeForce NOW затрудняет соглашения об эксклюзивности. Как вы обеспечите эксклюзив игры, скажем, на консолях или в Epic Game Store, если игру можно легко воспроизвести через GeForce NOW на любом экране? Будучи ничем не ограничены стриминговые игровые сервисы будут определять финансовое состояние разработчиков.

-5

NVIDIA здесь не оспаривает свою роль в этом процессе. В прошлом месяце компания опубликовала сообщение в своем блоге, в котором рассматриваются именно эта проблема: «С переходом нашего сервиса на платную подписку, некоторые издатели могут решить удалить свои игры до окончания пробного периода. В конечном счете они контролируют размещение своего контента и решают, включает приобретаемая вами лицензия стриминг на GeForce NOW или нет». NVIDIA ожидает, что удаления этих игр будут «редкими», но признает право разработчиков выбирать, где размещена игра.

Но существует и альтернативное мнение — взгляд покупателя игр. С чего бы какому-либо издателю бороться с GeForce NOW? Какому разработчику не выгодно распространение такого сервиса? Ведь ежу понятно, что если клиент уже купил игру, то он может играть в нее, где хочет. И если разработчикам это не нравится — ну, в любом случае, NVIDIA не нужно их разрешение. Как сказал один пользователь Твиттера : «Мне интересно, с чего это студия может определять, где мне разрешено устанавливать и играть в игру, которую я уже приобрел». Это веский аргумент.

Логика этого аргумента намного проще, чем позиция издателей. Несомненно, гораздо удобнее для потребителя, когда кто угодно может запускать купленную им игру на любом экране. В идеальном мире потребителя NVIDIA не нужно разрешение, а разработчики не будут с этим спорить. В таком мире облачные игры — это просто новый способ насладиться играми, за которые мы уже заплатили.

Но этот идеальный мир также предусматривает, что такие вещи как пиратство просто не существуют или что компании никогда не используют друг друга или пытаются вытеснить своих конкурентов из прибыльных сфер бизнеса. Этот идеальный мир также игнорирует, насколько сложной и потенциально опасной будет дистрибуция игр, когда стриминговые сервисы и сервисы подписок на игры объединятся (привет, xCloud). Вполне возможно, именно это будущее всей игровой отрасли. Представьте себе гейминг, который больше не зависит от железа.

-6

В таком прекрасном и яростном мире, если разработчики не будут строго контролировать свои продукты и то, где они продаются и распространяются — они теряют способность контролировать свою судьбу. Это страшно для издателей, чье финансовое благополучие зависит исключительно от того, сколько копий игр они продают. Странно думать, что позволить сторонним компаниям делать все, что им вздумается с вашим программным продуктом, волшебным образом сработает для всех. Ван Лиероп имеет полное право отказываться от роли подопытного кролика в ​​этом эксперименте.

Стриминг игр обещает сделать любое игровое ПО доступным в любой момент на любом экране — и это все еще потрясающая перспектива. Но это сопряжено с большими экономическими сложностями, и единственный способ решить это - изнурительные переговоры. Как потребители, так и разработчики стриминговых платформ понимают, что поставлено на карту. Текущая стратегия NVIDIA «просить прощения, но не разрешения» раздражает разработчиков игр, и на то есть веская причина. До тех пор пока это не перестанет быть экспериментом, разработчики вправе определять доступность своих игр.

Что тут сказать...

Понятно, что стриминг игр — это новый сегменты игрового рынка, который будет постепенно обрастать своими особыми правилами игры. (отжившие свое сервисы существовали вне рынка и вне лицензий, так как размер их рынка был микроскопический). Вполне можно понять разработчиков, которые не спешат "идти в будущее", готовящее им не всегда радужные перспективы и грозящее значительными рисками и потерей прибыли.

Тем не менее важно то, что конечный потребитель оказывается меж двух огней и вынужден либо мириться с внезапным удалением любимых игр, либо возвращаться к модели покупки собственного железа — от которого он по той или иной причине уже готов отказаться.

И NVIDIA, и мы со своей стороны будем продолжать вплотную работать с издателями, чтобы учесть интересы всех. Мы верим, что за облачным геймингом будущее, что он создаст значительную ценность для всех — и для пользователей, и для разработчиков, и для производителя железа. А значит, не за горами тот день, когда пользователь сможет запускать любую игру на любом устройстве — и даже не задумываться об этом.